В пустыне Мохаве, на границе двух штатов Невада и Аризона, среди неприступных каньонов находится два чуда инженерной мысли и творения рук человеческих — Дамба Гувера, и арочный Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана. Они из серии самых амбициозных и сложнейших строительных сооружений в США.
Благодаря первому сооружению — Дамбе Гувера, засиял Лас-Вегас, была укрощена строптивая река Колорадо. Благодаря арочному мосту — повысилась безопасность дамбы, разгрузилась дорога по ней. А также увеличилась пропускная способность шоссе №93, ставшего главной торговой дорогой между Мексикой и Канадой.

Дамба Гувера
Дамба Гувера в 48 километрах от Лас-Вегаса. Будучи в городе сияющих огней, нам очень хотелось увидеть два уникальных сооружения, о которых знает весь мир. Поэтому, сразу после завтрака мы отправились к экскурсионному автобусу.
Ехать к дамбе недолго, минут 40-45 от города.
Проехав в очередной раз по знаменитой улице Стрип (Лента), ещё раз повпечатлялись шикарными отелями, но уже при дневном освещении.

Отели Лас-Вегаса
Затем дорога пролегла через пустыню Мохаве, где песчаные барханы постепенно сменились голыми холмами и горными скалистыми массивами.

В пустыне Мохаве
Проехали мимо городка Боулдер-Сити, в котором в своё время жили строители дамбы.
Недалеко от плотины остановились на смотровой площадке, чтобы полюбоваться красивым видом на искусственное озеро Мид, образованное в результате её возведения.

Вид на озеро Мид
Озеро Мид считается самым большим искусственным водохранилищем в США, его площадь 640 квадратных километров.
Нам повезло, мы увидели даже толсторогих горных баранов, которые мирно паслись на живописной лужайке.

Толсторогие бараны
Петляя дальше по серпантину, доехали до Дамбы Гувера, проехав рядом с арочным мостом.

Дорога к дамбе Гувера и арочный мост
У дамбы всё масштабное, даже административное сооружение с паркингом, где нас высадили.

Административное здание с рестораном, музеем и паркингом
В здании прошли соответствующий контроль, разрешающий посещение плотины. Поднялись на лифте, и вот мы на знаменитой Дамбе Гувера!
Я о ней уже писала ранее, восхитившись рассказами сына. Представляла её как внушительное сооружение. Но то, что увидела в реальности, просто ошеломило!

На Дамбе Гувера
Грандиозная гигантская конструкция дамбы полукругом перекрывала строптивую реку Колорадо, которая, укротив наконец-то свой нрав, тихо несла синие воды по дну Чёрного каньона.

Дамба Гувера
С другой стороны дамбы тешила взгляд лазурь огромного водохранилища Мид. В самом низу плотины виднелись корпуса гидроэлектростанции, мощностью в 2080 МВт.

Дамба Гувера, арочный мост и гидроэлектростанция
А впереди, прямо над рекой, висел в воздухе самый длинный в Западном полушарии высоченный бетонный арочный мост, по которому ехали машины.

Арочный Мемориальный мост
Он гармонично завершал всю конструкцию комплекса плотины, повторяя её изгиб на высоте. Два инженерных чуда прочно опирались на скалы Чёрного каньона.

Комплекс сооружений дамбы Гувера
Смотрела я на огромнейшие конструкции, и в душу поселилась гордость за людей, которые смогли такое сотворить.
Дамба Гувера
Дамба Гувера названа именем 31 президента США, который активно способствовал её финансированию и строительству.
Идея возведения плотины, возникшая в 1922 году, преследовала несколько целей:
-
Усмирение могучей реки Колорадо, которая протекая через 5 штатов, а она длинной более 2 тыс. километров, не раз затапливала фермерские угодья.
-
Обеспечение водой орошаемых земель Невады, Аризоны, и населённых пунктов всей южной части Калифорнии.
-
Освещение Лас-Вегаса и всей западной части США, при построении гидроэлектростанции у основания плотины.

Памятник скалолазам и монтажникам-высотникам
Воплощение этого грандиозного проекта в жизнь началось в 1931 году и закончилось в 1936, на два года раньше запланированного срока.
Об интереснейшем и сложнейшем процессе возведения Дамбы Гувера и арочного моста я писала уже здесь, поэтому не буду повторяться. Добавлю только несколько интересных фактов:
-
На строительстве Дамбы Гувера работало 5251 человек, а на создание всего проекта и воплощения его в жизнь — 21000 человек.
-
Количества бетона израсходованного при строительстве плотины хватило бы на бетонную дорогу в две полосы, идущую из Сан-Франциско до Нью-Йорка, а это 4700 км.
-
Бетон дамбы набирает прочность и по сегодняшний день.
-
Чтобы не ждать остывания бетона в условиях жаркого климата 125 лет, при строительстве применили метод сбора дамбы из отдельных блоков (наподобие конструктора Лего). Все блоки имели одинаковую высоту(1,5м), а остальные размеры подгонялись, в зависимости от места, которое занимали. Каждый блок обладал стальными трубами диаметром около 2,5 см. По ним циркулировала холодная вода, охлаждая бетон, а затем бетоном заполнялись и трубы. Получилась прочная монолитная конструкция.

Дамба из блоков
-
Посчитали, что на создание всех блоков израсходовали 937 км стальных труб.
-
Впервые защитные каски были использованы здесь – на строительстве дамбы.
-
По комплексу сооружений дамбы проходит 11 километров инспектирующих тоннелей.
-
Если вылить воду из бутылки, стоя на плотине, то струя поднимется вверх, а не прольётся вниз по законам физики. Дело в мощных восходящих потоках, выталкивающих всё, что падает вниз на дамбе.
-
С разных сторон плотины действует разное время, так как построена она на границе штатов Невада и Аризона, а у каждого штата свой часовой пояс. Граница штатов пролегает посредине реки Колорадо – главного художника потрясающей панорамы.
Дамба Гувера и арочный мост объекты повышенного внимания туристов, посещающих Лас-Вегас. Приезжает смотреть дамбу в год свыше миллиона человек, а за один день бывает и до 4 тысяч любопытных.
Арочный Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана
Его назвали в честь двух людей: губернатора штата Невада Майка О’Каллагана и Пэта Тиллмана, бывшего футболиста Аризоны, погибшего в Афганистане.
Мост начали строить в 2003 году, а открыли для движения в октябре 2010 года. Арочный мост разгрузил дорогу на самой дамбе, обеспечив удобное и безопасное пересечение реки. Многие скептики не верили, что можно построить висячий мост в таком месте, не остановив работу гидроэлектростанции.
Но невозможные задачи решались успешно. Для построения арочного моста было привлечено более 300 инженеров и 1200 рабочих. Им пришлось выполнить нереальное количество работ в сжатые сроки, чтобы ни на секунду не остановить подачу электроэнергии потребителям, и не сбиться с запланированного графика.
Потребовалась невероятная смекалка, чтобы придумать, как крепить опоры в скалах и натянуть тросы, поддерживающие сегменты двух параллельных арок, растущих одновременно с двух сторон.
Для наращивания арок применили метод передвижной опалубки, скрупулёзно рассчитав и выполнив работы с необычайной точностью так, что две стороны арок сошлись в центре без малейших отклонений.

Строительство арочного моста
Работать приходилось в сильный ветер и в жару под +50. Да ещё и вися в воздухе над рекой на высоте в 270 метров. Но, преодолев все трудности, объект сдали в намеченные сроки не выходя за рамки отведённого на строительство бюджета.
Получилась арка 579 метров в длину, 270 метров в высоту и пролётом в 320 метров. А сверху её проложили 4-х полосное дорожное полотно. Представляете, какой захватывающий вид открывается с его высоты!
Возводя дамбу, а затем и арочный мост, не позабыли и об эстетической их красоте. При въезде втречают вас скульптуры крылатых людей.

Мечтой окрылённые
Очень символично, ведь только окрылённым подвластны такие проекты!
Плотина Гувера настоящее чудо инженерной мысли! Такую махину сумели закончить даже на два года раньше запланированного срока. Есть чему удивляться! Инженерный новаторский подход проявлен здесь во всём. Впечатлила такая деталь, что если бы строили плотину из монолитного бетона, то понадобилось бы все 125 лет ждать, чтобы бетон остыл.
Согласна с вами. Смекалка, плюс самоотверженный труд сделали своё дело. Хотя и много жизней унесло. При строительстве погибло 112 человек. Начал этот печальный список топограф Дж.Тирни, утонув в Колорадо, выбирая наилучшее место для строительства. А завершил этот печальный список его сын.
Всё рассмотрела в мельчайших подробностях в увеличении — каждую мелочь. И прочла. ) Спасибо за увлекательный рассказ, ничего этого раньше не знала и не представляла, что такое может быть! Даже глядя на фотографии, захватывает дух!
И тебе, Люда, спасибо за постоянство и интерес! В увеличенном виде фото, действительно, интереснее выглядит, видны многие детали. А представляешь, как это колоссально в реальном виде. Ух, аж захватывает дух! 🙂
Поражает то, что могут построить люди. Эта дамба, и мост, и все сооружения показывают, на сколько люди могут быть могущественны. Сколько нужно знаний, умений, денег и труда, чтобы все это построить.
Да, Анна, человеку многое подвластно. Хорошо, когда его сила и изобретательность направлены в правильное русло. К сожалению, бывает и наоборот…
И у меня захватывает дух от увиденного!) А ещё автору удалось рассказать о сложных технических моментах понятным языком и для людей, далёких от строительства. Фото дамбы и моста тоже рассматривал дольше, чем обычно. И толсторогие бараны симпатичные)
Спасибо, Вячеслав!Я рада, что хотя бы немножко смогла передать читателю те эмоции, что испытывала при виде этих масштабных строений. Если Вам будет интересно прочитать более конкретную историю сооружения Дамбы Гувера, то можно найти её, перейдя по ссылке http://poputchik5.ru/hoover-dam-and-arched-bridge/
Дамба Гувера и мост — это не только чудо инженерной мысли, это очень красивые сооружения, недаром сюда приезжают на экскурсии.
Спасибо за интересную статью и фото.
Полностью с Вами согласна, Елена. И дамба и мост выполнены в стиле ар-деко, очень популярном в Америке и в Западной Европе во второй половине 20 века. Дамба украшена выступающими башенками, а на водосборных башнях висят часы. Одни из них показывают время Невады (Тихоокеанское время), другие — время Аризоны (Горное время). Есть и скульптуры, и расписные площадки. А ещё интерес вызывают наклонные опоры, некоторые почти лежат, свисая со скал. Такое их необычное расположение вызвано тем, что гидроэлектростанция находится на самом дне дамбы.
Грандиозные строения, впечатляют. Хотелось бы их увидеть наяву. И окружающая местность как из блокбастеров.
Кинорежиссёры, да и прозаики не обошли стороной Чёрный каньон. Здесь снято немало фильмов: «Универсальный солдат», «Трансформеры», мультфильм «Бивис и Баттхед уделывают Америку». Образ плотины Гувера использован и в сериалах о Джеймсе Бонде. Он есть даже в книге Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка».
Невероятный проект и восхитительное место! Татьяна, представляю, какие эмоции наполняли Вас, когда Вы смотрели на все это в реальности. У меня, глядя на фотографии, дух захватывает. Впечатляет всё: и сооружение, и виртуозные умения строителей, и окружающие виды.
Когда видишь всю эту грандиозную стройку, не перестаёшь удивляться умению людей, их выдержке и смелости. Одно дело, когда строят на равнинной местности, а тут, среди огромных скал! И всё такое масштабное, но не лишонное эстетического вида. Я рада, что увидела Дамбу Гувера в реальности, ещё бы здорово было бы увидеть Гранд Каньон, который был не так уже и далеко, но увы — не в этот раз. 🙂
Какая красота и какие все таки удивительные места есть в нашем мире) Вот такие путешествия запомнятся на всю жизнь.
Вы правы! Такое не забывается!
Посмотрела с большим удовольствием. Спасибо.
Надеюсь, Вам понравились эти мощные сооружения.
Действительно, сила гения безгранична. Уму не постижимо до какой степени своих способностей человек может дойти создавая подобные проекты. Дамба Гувера и арочный Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана. Представить только себе на секунду укротить реку Колорадо! Стены Гранд-Каньона пробовали… Результат? Результат — на лицо, кто не верит, может убедиться, материала на страницах этого сайта предостаточно. А человек смог! Он не только укротил реку, создал дамбу Гувера. Пользуясь силой воды через вращения турбин -он получает электричество. Мост — это вообще ни с чем не сравнимое чудо. Представляю ощущения строителей когда стыковались две стороны такой конструкции… И насколько это теперь облегчает жизнь людей живущих по разные стороны. Спасибо разработчикам, создателям, всем мастерам и конечно вечная память погибшим при выполнении столь грандиозного и нужного человечеству проекта! Вам спасибо за интересный и качественно изложенный материал!
Максим, спасибо за такой эмоциональный комментарий! Похоже, что и Вас зацепили эти грандиозные сооружения.
Невероятное творение человеческих рук и мышления, творческого гения, инженерной мысли.
Всегда удивляет то, на что способны люди!
Жаль, что никогда не увижу это вживую.
Но в статье все очень подробно. Спасибо за информацию!
Похоже, что человек может сотворить почти всё! Главное, чтобы это был созидательный труд.
Лара, рада, что и Вас впечатлили эти грандиозные сооружения. Спасибо и Вам, что разделили мой восторг от увиденного.