Дамба Гувера и арочный мост

Дамба Гувера и арочный мост

Дамба Гувера и арочный мост

 Объекты повышенного внимания туристов

Знаменитая Дамба Гувера или Плотина Гувера и её арочный мост — объекты повышенного внимания туристов. Но прежде всего, они сложнейшие инженерные сооружения. 
Находятся в западной части США. Сооружены на реке Колорадо, на границе штатов Невада и Аризона, в 48 километрах от Лас-Вегаса.
Дамба Гувера не так далеко и от Гранд-Каньона, о котором я писала в предыдущей статье. Если напрямую считать, то расстояние 233,5 километра, а по проезжим дорогам —  и все 400.
Обычно, гости Лас-Вегаса не ограничиваются посещением только самого сияющего города, а стремятся в обязательном порядке увидеть Гранд-Каньон и Дамбу Гувера, которые относятся к популярным достопримечательностям США.
Лас-Вегас

Огни Лас-Вегаса

Вот и группа программистов, в составе которой был мой сын, после презентации своей новой программы в Лас-Вегасе, поехали знакомиться с инженерным чудом Америки – Дамбой Гувера.
Дамба Гувера

Дамба Гувера

Впечатления сына от увиденного были настолько сильными, а рассказы и фотографии такими интересными, что дамба заинтересовала и меня, как бывшего инженера энергетического предприятия. Её строительство и пережитые трудности пионерного периода напомнили мне о начале строительства нашей атомной электростанции.

Трудный период

Земли возле Дамбы Гувера и арочного моста

Засушливый край

Необходимость строительства плотины в засушливых юго-западных районах США возникла давно. Но, особо острой стала в 1905 году, когда изменилось русло реки Колорадо из-за сильных дождей.
Возник план покорения реки и превращения её энергии в пользу человечества. Правда, осуществился он не сразу. Потребовалось пару десятков лет, чтобы решить спорные вопросы между семью штатами, и согласовать необходимую документацию. Через  их владения несла свои воды строптивая река Колорадо, надо было учесть интересы и претензии каждого штата. Лишь только в 1931 году началось грандиозное строительство.
Река Колорадо в районе Дамбы Гувера

Строптивая река Колорадо

Предполагалось вначале строить плотину в районе каньона Боулдер, такое первоначальное название было и у дамбы. Но, при проведении расширенных геологических исследований, наиболее подходящим местом для её сооружения оказался Черный каньон. Там дамбу и соорудили за рекордные пять лет, хотя проектом предусматривалось все 7.
Назвали её – Дамба Гувера, в честь Герберта Гувера, 31 президента США. Ещё, будучи министром торговли, он приложил немало усилий для согласования вопросов строительства. А уже став президентом, всячески способствовал финансированию дамбы и её дальнейшему строительству.
После прихода к власти Рузвельта, который соперничал с Гувером, дамба опять стала носить старое имя – «плотина Боулдер», и только в 1947 году к ней вернулось прежнее название — Дамба Гувера. Вот такие перипетии с названием.
Строили в очень сложных и жёстких условиях. Невыносимая жара в засушливый период, отдаленность от городов, отсутствие нормального жилья, тяжёлые и опасные условия труда вызывали нарекания рабочих и претензии к администрации. Близилась забастовка. Чтобы её предотвратить, начальник строительства уволил практически всех рабочих и набрал новых – благо было из кого выбирать среди множества безработных, ведь в США тогда переживали период Великой депрессии.
Но не только условия труда были сложными, а и решение инженерных вопросов требовало большой смекалки, решительности и компетентности. Не так просто соорудить бетонную выпуклую махину, перекрывавшую реку! Высота плотины 221 метр, длина 379 метров. Да ещё нужно было соблюсти толщину 200 метров у основания и 14 метров у вершины, а затем предусмотреть и транспортное движение по ней!
Дамба Гувера

Плотина Гувера

Сначала укрепили сам каньон, используя скалолазов. Затем осушили место для стройплощадки, прорыв в каньоне четыре новых огромных канала для отведения вод реки Колорадо. Каналы, общей протяжённостью в 5 км, забетонировали. В два из них пустили реку, оставив два запасных канала на случай паводка.
Инженерные сооружения на плотине Гувера

Инженерные сооружения на плотине Гувера

Построили два бетонных завода, ведь необходимость в бетоне была огромная, для сооружения одной только плотины его потребовалось около 2,5 миллиона кубометров, и около 1 миллиона на последующие сооружения дамбы и электростанции. Придумали, как избежать растрескивание монолитного бетона, применив рационализаторский метод использования множества колонн, с прокладкой труб между ними для охлаждения бетона и заливкой раствором.
Надо сказать, что на то время плотина Гувера была самым большим и сложным инженерным сооружением в мире. Да она и сейчас, после реконструкции в 90-х годах прошлого столетия, входит в список самых сложных и мощных сооружений США.
Электроэнергия, построенной на плотине гидроэлектростанции, обеспечила быстрое развитие юго-западных районов США, заставила сиять Лас-Вегас, привлекла множество туристов. Первый поток их хлынул посмотреть дамбу в 1937 году, пополнив прилично казну штатов.
Дамба Гувера и арочный мост

Без лишних слов

Дизайну дамбы было уделено особое внимание. Выполнили плотину в стиле ар-деко, который придал сооружению строгий вид и  смелые геометрические формы.
Дамба Гувера и арочный мост

Мемориальный комплекс у Дамбы Гувера

В таком же стиле построены знаменитые небоскрёбы в Нью-Йорке. Архитектор не забыл добавить  в оформление и мотивы местного народа – индейцев навахо и пуэбло.

Мемориальный мост Майка О»Каллагана — Пэта Тиллмана

Дамба Гувера и арочный мост

Арочный мост «Объезд Дамбы Гувера»


Но не только плотина Гувера вызывает восхищение в туристов, а и Мемориальный мост Майка О”Каллагана — Пэта Тиллмана, что в полукилометре вниз от плотины. Его ещё называют «Объезд Дамбы Гувера».
Построили мост недавно, в 2003-2010 годах, в целях безопасности плотины. Представляет он собой две железобетонные арки, пролётом в 320 метров и длинною в 579 метров, что нависли над рекою Колорадо. Высота свода над водой составляет 270 метров. На такой высоте на арках крепится автомобильно-пешеходное полотно дороги, обеспечивающее движение автотранспорта в 4 полосы.
Автомобильные дороги вдоль Плотины Гувера

Автомобильные дороги вдоль Плотины Гувера

Среди висячих мостов США —  арочный мост второй по списку.
Необычно то, что две параллельные арки моста наращивались одновременно с двух сторон реки, методом передвижной опалубки по отдельным фрагментам, которые прочно крепились. Удивляет и восхищает та невероятная точность в расчёте и в выполнении работ по состыковке концов двух арок в центре моста! Конструкция получилась единой и прочной, способной выдержать огромные нагрузки.
Арочный мост на Дамбе Гувера

Состыковка двух арок в центре моста

Вот с такими необычными сооружениями мы сегодня познакомились — правда, кратко и пока только виртуально. Может кому-то повезёт увидеть эти сооружения и реально! :)
Просмотров 580

Дамба Гувера и арочный мост: 31 комментарий

  1. Татьяна

    Потрясающе! Читала статью и восхищалась всем: и мощностью дамбы, и инженерными решениями, и невероятной зрелищностью. Татьяна, представляю какие эмоции нахлынули на Вашего сына, когда он увидел это сооружение наяву. Спасибо, что поделились и с нами.

  2. Lora

    Ваш рассказ, меня — неискушенного в строительстве человека и поражает своей глобальностью и восхищает! Сколько приложено усилий и ума, что бы возвести этот мост и дамбу! Грандиозно — по другому и не скажешь!

  3. Незнакомка

    Вот когда раскрывается талант человека — тема близкая и любимая! Вы просто профессионально все описали, Таня! Я с восторгом прочла статью и кажется побывала возле этой знаменитой плотины Гувера и смотрела на арочный мост!

      1. Незнакомка

        Так ведь это нормально! У всех так, кто действительно любит свою профессию и с удовольствием работал! Проделана грандиозная работа, достойная восхищения — это ясно даже таким профанам в вашем деле, как я. А что же говорить о вас, кто действительно знает все секреты и тайны подобной работы!

  4. Лара

    Да уж, неспроста относят плотину Гувера к числу самых сложных и больших инженерных сооружений мирового масштаба! Фотографии плотины поразительны, а мощь впечатляет! Спасибо, Танечка, что знакомите нас с такими уникальными сооружениями и местами!

  5. Анна

    Если хотя бы раз в жизни я попаду в Лас-Вегос, то обязательно поеду и в Гранд-Каньон, и на Дамбу Гувера. Очень интересные места!

    1. Татьяна автор Автор записи

      Ну, что же Анна, будем ждать пока золотой запас накопится, может тогда и посетим эти интересные места. Правда, с нашими пенсиями это будет ой как не скоро. :)

  6. Brisco Tanya

    Я как-то фильм смотрела о строительстве этой дамбы. Невероятно, что обычные люди смогли воплотить задумку инженеров в жизнь. Посмотришь на дамбу с высоты и кажется, что это могло быть под силу только богам.

    1. Татьяна автор Автор записи

      Я тоже смотрела фильмы о строительстве арочного моста. До чего же точная, продуманная и кропотливая работа! А какие масштабы! Хотя, много сооружений и у Вас, Таня, и у нас не менее удивительны и выполнены с точностью до миллиметра.

  7. Марина

    Удивительно, что функциональное гидротехническое сооружение, может так украшать естественную природную среду. Редкое явление.

  8. Елена

    Молодцы американцы по части грандиозных построек, трудно их переплюнуть:)
    Понравились мне игры с названием «плотина Боулдер — дамба Гувера» — совсем как у нас с переименованиями.
    Фотографии очень красивые. Аж дух захватывает от иных ракурсов.

  9. Анна

    Нужны железные нервы, чтобы ездить по таким дорогам и мостам. И польза, и красота — два в одном. Туристы с удовольствием посещают это место.

  10. forourmen

    Восхищению моему — нет предела! Грандиозные сооружения, не удивительно, что американцы покупают трейлеры и колесят по подобным чудесам. В относительной близости Гранд Каньона, есть много чего интересного.

    1. Татьяна автор Автор записи

      Американцы могут себе такое позволить. :) Объекты, конечно, достойны внимания, и не только у американцев. Почти каждый, кто приезжает в Лас-Вегас, стремится попасть на Дамбу Гувера, и увидеть незабываемый Гранд-Каньон.

  11. Ольга Суворова

    Какое монументальное произведение рук и ума человеческих! Впервые читаю про Дамбу Гувера, хотя в некоторых фильмах ее видела. Не знаю, насколько у меня хватило бы решимости путешествовать по таким дорогам даже ради того, чтобы увидеть эту дамбу.

    1. Татьяна автор Автор записи

      Ольга, часто бывает, что мы и не подозреваемые на что способны. :) Рассказывают, что эта дорога редко бывает пустынной, значит смельчаков не так и мало. Дамба многих восхищает, как и арочный мост, да и сама дорога.

  12. WEBMARKA

    Сооружение огромное и монументальное. Плотина Гувера — бетонная гравитационно-арочная плотина; напор воды сдерживается одновременно массой стены и ее изгибом, передающим нагрузку на стороны каньона, оставаясь сжатой.

  13. Алла

    Когда смотрю на такие сооружения, даже в голове не укладывается, что это результат человеческого труда… настолько масштабно и монументально…. вот тогда и веришь, что человечество почти всесильно, было бы желание.

    1. Татьяна автор Автор записи

      Человеку многое по-плечу, то сотворит что-то ошеломительное, то безжалостно разрушит. Такая натура человеческая. А как было бы здорово, если бы труд человеческий был только созидательный!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>