Париж. Музей д’Орсэ и импрессионизм

Музей д' Орсэ

Музей д’ Орсэ. В холле

Перевоплощение вокзала в музей

Французы, как всегда оригинальны. Ведь мало кому придёт в голову перевоплотить бывший железнодорожный вокзал в популярный музей, который считается третьим в Париже по количеству посетителей. Имя ему – д’ Орсэ.
Музей прежде всего известен миру достойной коллекцией картин импрессионистов. В обиходе его так и называют — Музей импрессионизма.

Он в пяти минутах ходьбы от Лувра, стоит на набережной Сены. Надо только перейти через мост Руэль и вы увидите здание внушительных размеров с каменными аркадами.
Париж. Музей импрессионизма

Музей д’ Орсэ. Вид с набережной Сены

В начале прошлого столетия  д’ Орсэ славился как первый в мире электрифицированный вокзал. Построили его для обслуживания пассажиров, что прибывали с Орлеана в Париж. Востребован был особенно в 1900 году, когда проходила Международная выставка. До 1939 года его 16 платформ и отель с рестораном успешно справлялись со своей ролью. Но постепенно поток пассажиров уменьшился, вокзал стал убыточным, пришёл в запустение, и в 1971 году возник вопрос о его сносе.
Вокзал д' Орсэ

Вокзал д’ Орсэ

Ситуацию спас президент Жорж Помпиду, предложив сохранить здание как памятник архитектуры. А уже при следующем президенте Жискаре д’ Эстене вокзал переоборудовали в музей.
Центральный зал музея д'Орсэ

В центральном зале музея д’Орсэ

Переоборудовали очень грамотно, сохранив оригинальную конструкцию вокзала, а также огромные башенные часы.
Старинные часы  музея д'Орсэ

Старинные часы ещё идут

Добавили современные черты, создав уютные залы для демонстрации музейных экспонатов, так как решили поместить туда произведения, что представляли период творчества мастеров художественного ремесла конца 19 и начала 20 веков.
Таким образом, заполнили пробел в хронологии между картинами, выставленными в Лувре и в Музее современного искусства. Заодно разгрузили и другие французские музеи, дав возможность увидеть ценителям искусства картины, которые ещё не выставлялись.
 В музее расположилась обширная коллекция скульптур и картин. Более 4000 экспонатов насчитывает его фонд.
В зале музея  д'Орсэ

Вид со второго этажа на центральный зал музея д’Орсэ

Но прославился д’ Орсэ в первую очередь, как музей импрессионизма. Весь третий этаж отдан под работы знаменитых мастеров импрессионистов. Картины Мане и Моне, Ван Гога, Ренуара, Сезанна, Дега, Тулуз-Лотрека, Гогена и других великих мастеров радуют глаза. Они заставляют ценителей прекрасного творчества надолго задержаться у полотен и задумчиво созерцать чудесную живопись.
И что удивительно – рядом с именитыми художниками, соседствуют  полотна малоизвестных мастеров кисти, что даёт возможность посетителю сравнить разные школы мастерства.
С любопытством многие останавливаются возле картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», что в переводе читается как «Impression. Soleil levant.» Ведь именно эта картина дала название возникшему новому жанру живописи — импрессионизму.
Картина Клода Моне. "Впечатление"

«Виновница» возникновения импрессионизма

Моне постарался передать те эмоции, которые переполняли его при виде восхода солнца. Именно эмоции, а не привычную реалистичную картинку раннего утра. Говорят, что он впечатлялся красотой утра 10 минут. Ровно столько времени потратил и на рисование картины. Пейзаж получился без привычных чётких форм и линий, как будто немного смазанный.
Эксперимент Клода Моне сразу не все поняли и жёстко раскритиковали. Но, вскоре такая живопись привела к расцвету ярких талантов и помогла им раскрыться в этюдах, которые стали принимать как полноценные произведения искусства.
Но не только картинами богат  д’ Орсэ. Здесь, в хронологическом порядке представлены все виды искусства. Тут вам и резная изысканная мебель прошлого века, и фотографии, музыка, а также предметы декоративного искусства, декорации и макеты сцен популярных спектаклей Оперы Гарнье.
И, конечно же — знаменитые скульптуры. Они впечатляют сложностью композиций, да и сами скульптуры  очень интересны.
У музея д'Орсэ

Рядом с прекрасным. На площади музея

На втором этаже представлены гениальные творения Родена. Его скандальная статуя Оноре де Бальзака, изображенного в халате скульптора, до сих пор вызывает у многих недоумение.
Роден. Скульптура Онорэ де Бальзака

Роден. Скульптура Онорэ де Бальзака

А прекрасная фигурка маленькой танцовщицы, принадлежащая резцу Дега, приковывает восхищенные взгляды.
Дега. Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица

Дега. Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица

Здесь и творения Бурделя, Майоля и шедевры многих других знаменитостей, всех и не перечислишь.
Меня тронуло отношение французов к искусству. Уже с самого младенчества они приучают своих детишек воспринимать прекрасные творения. Родители вместе со своими малышами, сидящими в колясках,останавливаются возле полотен и что-то долго рассказывают своим чадам, показывая на картину мастера.
Первое знакомство с искусством. В музее д'Орсэ

Первое знакомство с искусством

А ещё впечатлили маленькие творцы, которые сидели в кружочке прямо на полу и сосредоточено слушали учительницу, время от времени поглядывая на знаменитые полотна. Растёт достойная смена! 
Урок творчества в музее д'Орсэ

Урок творчества

Если будете в Париже, не забудьте заглянуть в д’Орсэ. Билет стоит всего 12 евро, а эмоции и впечатления останутся в памяти на всю жизнь.
Просмотров 503

Париж. Музей д’Орсэ и импрессионизм: 42 комментария

  1. Людмила

    Картины импрессионистов
    Мне навевают размышления,
    Что все непоправимо быстро,
    Что жизнь лишь только впечатление.

    Одно короткое мгновение,
    Всего лишь легкий кисти взмах
    И невозможно исправление
    Того, что будет жить в веках.
    _____________________________
    http://www.stihi.ru/2007/01/29-2126

    1. Татьяна автор Автор записи

      Спасибо, Люда! Интересные стихи Марии Елагиной, как раз в тему. Но это размышления автора стихов, а какие размышления навевают тебе картины импрессионистов? :)

  2. Елена

    О, Татьяна, а я как раз думала — напишете ли о музее Орсэ? Я там была дважды, и оба раза получила огромное довольствие. Во второй раз я уже поняла, что, придя к открытию, осмотр надо начинать с самого верха, с импрессионистов — пока туда народ не набежал. Ощущение — как будто встречаешься со старыми знакомыми. Я и не думала, что так прилично помню импрессионистов.
    Первый этаж — где скульптура и живопись — тоже очень интересны, особенно в плане нахождения общего между нашим искусством и французским.
    Средние этажи, где интерьеры, чрезвычайно красивые, но представив себе, что я живу в таком великолепии, я почувствовала приблизительно то же самое, как если б надо было постоянно жить в Галери Лафайетт:)
    А скульптуры гигантских зверей, что перед входом, что не вывесили? Я их так ни разу и не сфотографировала, т.к. оба раза туда — торопилась, а вышла — и на лице дождь.

    1. Татьяна автор Автор записи

      А я в музей д’Орсэ отправилась сразу после посещения Лувра. А этого нельзя делать, потому что впечатления остаются немножко смазаны. Но ведь и Лувр пропустить нельзя, тем более, что билеты были уже заказаны. :) Эх, эта ограниченность во времени.(( Моя приятельница Людмила — большая умница, она очень любит импрессионизм и ради него пожертвовала даже Лувром. Пока я наслаждалась там картинами и пирамидами, она успела купить билеты для нас в д’Орсэ. Надо было видеть, с каким восторгом она разглядывала экспонаты. А по поводу фигур огромных животных: слона, лошади и носорога, что стоят перед входом в музей, я не фотографировала, так как закончился заряд в фотоаппарате (ведь перед этим была фотосессия в Лувре) :)

      1. Елена

        Да, Лувр переживает редкий фотоаппарат:)
        А меня в Орсэ еще зацепил тот уголок, где работы Родена выставлены. У нас в Третьяковке тоже есть немножко, но тут, конечно, совсем другой масштаб.
        Татьяна, а ВЫ в оранжерею не ходили? Я запуталась при покупке билета и купила дорогой, который с посещением оранжереи. Но найти эту самую оранжерею я так и не смогла, хотя весь музей облазила. Или она где-то в другом месте находится?

        1. Татьяна автор Автор записи

          Елена, оранжерея в которую Вы купили билет находится в отдельном музее, поэтому Вы её и не нашли. :) Он недалеко от музея д’Орсе, в западном конце парка Тюильри, рядом с Лувром. Называется Музей Оранжери, или Оранжерея Клода Моне. Это 2-х этажное здание — продолжение коллекции импрессионистов, где на 1-м этаже выставлены работы Клода Моне, Пикассо, Ренуара, Сезанна, Модильяни. Но самый популярный там 2-й этаж. Он овальной формы и по всему овалу выставлено 8 огромных панно с кувшинками Клода Моне. Это самое лучшее, по мнению посетителей и многих критиков, что нарисовал Клод Моне. Он их отдал в музей с просьбой выставлять все картины кувшинок только вместе. А каждое полотно размером с 2 метра. Рисовал он кувшинок 4 года, будучи уже почти слепым. Вот такая история. В этот музей продаются билеты ещё и отдельно, они стоят 9 евро. А сколько заплатили Вы?

          1. Елена

            Сейчас уже не скажу точно, помню, что максимальную цену, кажется, что-то около 20 евро (чуть меньше). Значит, загадочная Оранжерея не просто отдельно, а далеко отдельно, на другом берегу. Значит, в следующий раз с нее начну.

          2. Татьяна автор Автор записи

            Да, Елена, Оранжерея не в самом музее д’Орсэ, хотя и считается как бы его продолжением. Что же, в следующий раз уже точно её найдёте и полюбуетесь её коллекциями. Приятного Вам последующего просмотра.

  3. Анна

    Таня, как много впечатлений и фотографий осталось у Вас от посещения Парижа! И благодаря этому мы все тоже знакомимся с Парижем. Смотрим на него Вашими глазами. Спасибо за это.

    1. Татьяна автор Автор записи

      Анна, и Вам спасибо, что заглядываете на мой блог. А фотографии и впечатления остаются после каждой поездки. Вначале они были просто для себя, а потом пришла мысль, а почему бы всем этим добром не поделиться с другими, может кому-то и пригодится в путешествиях. :)

  4. forourmen

    Какие молодцы, что сохранили столь величественное строение. Да как, у кого то вообще могла бы рука подняться, снести этот архитектурный шедевр. От одних фотографий дух захватывает, побывать бы там, увидеть все воочию.

    1. Татьяна автор Автор записи

      Дело в том, что здание стоит в самом центре Парижа. И охотников занять это выгодное место было хоть отбавляй. Только президент и мог своей властью обуздать страсти желающих на этот участок. Тем более, что Жорж Помпиду был большим знатоком в искусстве и литературоведом.

  5. Лара

    Да, Танечка, Аня права! Благодаря вашим статьям, фото мы тоже окунулись в мир прекрасного, побывали и в Лувре и в Опере и по Сене плавали вместе с вами! Ваши статьи это просто непередаваемые впечатления и масса удовольствия!

  6. Незнакомка

    Как же хорошо, что решили президенты Франции сохранить вокзал д’Орсэ, он великолепен! одни часы уже произведение искусств, шикарные «донемогу»! Великолепная экскурсия по музею, остается только вздыхать…

    1. Татьяна автор Автор записи

      Размеры и архитектура здания впечатляют. А часы и экспонаты просто восхищают. Кстати, эти часы считаются самыми красивыми в Париже. Если бы разрушили здание, то пропали бы и часы, а этого французы допустить не могли. Ведь они очень хорошо научились ценить время — ещё с 1334 года, когда появились первые городские часы. На фасаде музея есть и другие часы, они служат эталоном точности и их видно даже от Лувра.

  7. Lora

    Сколько прекрасного в музее! Картины, скульптуры, да и само здание великолепно. Не знаю, удастся ли мне побывать в Париже, и если да, то этот музей будет первым в плане моих посещений достопримечательностей французской столицы!

  8. Анна

    Таня, я не согласна с Вашим последним утверждением. Многое все же зависит не от места, а от фотоаппарата и от умения выбрать хороший ракурс.
    У Вас все это есть. Вот и фото получились яркими и интересными

    1. Татьяна автор Автор записи

      Анна, спасибо Вам на добром слове. Но, многие фотографии могли бы быть и более четкими, на них нет желаемой резкости. А многие снимались на бегу. К сожалению, мой фотоаппарат уже требует замены, он у меня со стажем. Да и пострадал немного в путешествиях — то в Сахаре мелкие частицы пустынного песка проникли, то уронила в Дубае. А чтобы купить новый хороший, надо выложить не малую сумму денег. Жду пока кто-то подарит. :)

  9. Ирина Каныгина

    Какое счастье, побывать в этом музее. Импрессионизм — это эмоции, это чистая радость восприятия и увидеть столько работ настоящих мастеров этого жанра — это впечатление на всю жизнь! Даже на фото видишь их работы и будто прикасаешься к Великим! спасибо за рассказ, на одном дыхании прочитала)

    1. Татьяна автор Автор записи

      Ирина, по Вашим эмоциям чувствуется, что Вы далеко не равнодушны к импрессионизму. :) Желаю Вам поскорее побывать в музее д’Орсэ, да ещё и в Оранжери Клода Моне, и от души насладится созерцанием коллекций великих мастеров.

  10. Татьяна

    Разумно распорядились прекрасным зданием — полезно во всех отношениях. Люблю бывать в картинных галереях. Каждый раз душа откликается на несколько полотен. Они могут быть не самыми известными, но, наверное, в тот момент перекликаются с моим состоянием…

    1. Татьяна автор Автор записи

      Да, Татьяна, хороший хозяин всегда найдет способ решить проблему, чтобы не быть в убытке, и чтобы она приносила радость людям. Я тоже не равнодушна к картинным галереям. Везде, в какие большие города еду, стараюсь их посетить. Впечатления всегда остаются отличные. До сих пор стоит в глазах картина «Поцелуй» Густава Климта, что находится в Вене в Бельведере.

  11. Анна

    Художник нам изобразил
    Глубокий обморок сирени
    И красок звучные ступени
    На холст, как струпья, положил.

    Он понял масла густоту —
    Его запекшееся лето
    Лиловым мозгом разогрето,
    Расширенное в духоту.

    А тень-то, тень все лиловей,
    Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет,-
    Ты скажешь: повара на кухне
    Готовят жирных голубей.

    Угадывается качель,
    Недомалеваны вуали,
    И в этом солнечном развале
    Уже хозяйничает шмель.

    Осип Мандельштам

    1. Татьяна автор Автор записи

      Анна, спасибо! Мандельштам очень хорошо описал в своих стихах импрессионизм. В нём, действительно чувствуется недомалеванность, и недосказанность.

  12. Анна

    Как-то я вместе с дочкой посетила в Эрмитаже залы импрессионистов. Дочка училась в художественной школе, потом в университете на факультете дизайна интерьеров и оборудования.
    Так что мы входили в зал. Дочка искала то место, где лучше всего смотреть на картину и ставила меня в эту точку зала. Вот тогда я полюбила импрессионизм. Полюбила, потому что поняла.

    1. Татьяна автор Автор записи

      Да, Анна, обычно то, что понимаешь, то и душой воспринимаешь. Первое моё знакомство с картинами импрессионистов было в Третьяковке, затем в Русском музее, и конечно же в Эрмитаже. Чудесные творения Коровина, Грабаря и раннего Серова очень впечатлили. Когда была в Вене в Бельведере, познакомилась с творениями Клода Моне, Ренуара, Сезанна. Во многих галереях есть картины импрессионистов, но самая обширная коллекция находится всё таки в музее д’Орсэ.

  13. Валентина Кирс

    Татьяна, огромная благодарность за великолепный рассказ о Музее д’Орсэ, в котором давно мечтаю побывать, но пока не случилось. В Москве тоже есть замечательные вокзалы, например, Казанский или Киевский, но они так загружены, что музеи в них вряд ли сделают. Но вот небольшое помещение Казанский вокзал все-таки предоставил художественной галерее.

  14. Юлия

    Такое прекрасное здание — а встал вопрос о сносе!? Хорошо, что до этого не дошло, и оно продолжает радовать людей уже в качестве музея!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>