Памятники и скульптуры Праги особая тема. Большинство из них исторические – они величественные и вызывают восхищение. Некоторые памятники очень красивые и смотришь на них с умилением. Но есть смешные и необычные, которые вызывают даже недоумение. О них мы сегодня и поговорим.
Памятник «Конь»
Один из таких памятников мы увидели в пассаже «Люцерна», что на улице Водичкова. Представляет он собою подвешенную к куполу вверх тормашками мёртвую лошадь с высунутым языком, на брюхе которой восседает всадник в доспехах. Как вам такое зрелище?

Перевернутый конь
Сразу возник вопрос – зачем к куполу прицепили за ноги такую скульптуру внушительных размеров, её высота около трёх метров (2,9 м), а длинна 4,7 метра. Кто её создал, и не упадёт ли она на посетителей.
Оказывается, перевёрнутый памятник выполненный из синтетических материалов не такой и тяжёлый, и угрозы любопытным туристам не представляет. Создал его Давид Черни – известный в Чехии современный скульптор-пародист. Своей чудаческой скульптурой он решил немного снизить степень превозношения князя Вацлава, глубоко почитаемого в народе. Скульптура называется «Конь», создана по заказу правления Главпочтамта, захотевшему украсить своё здание. Но, увидев пародийное творение, администрация не поняла замысла скульптора и отказалась от такого «украшения».
Перевёрнутого коня установили на некоторое время на Вацлавской площади, как раз напротив традиционного памятника Святому Вацлаву. Но пражане посчитали, что такое соседство для Святого Вацлава унизительно, и тогда необычному памятнику нашлось место в кинокомплексе «Люцерна».
Теперь посетители пассажа, что в кинокомплексе, имеют возможность удивляться креативности художника и работников «Люцерны», а также хорошенечко рассмотреть подвешенную лошадь с высунутым языком. К языку туристы оказались неравнодушными и частенько обрывают его себе на сувениры (хорошо, что хвост не отрывают). Работники Люцерны язык восстанавливают, но не всегда удачно подбирают по цвету материал, и язык как будто живёт отдельно от лошади. Вот такой памятник-пародия.
Скульптура-фонтан «Писающие мужчины»
Второе парадоксальное творение этого же автора мы увидели во дворе музея Кафки. Там стоит скульптура-фонтан «Писающие мужчины». Это пародия на всем известный памятник «Писающий мальчик».

Скульптура-фонтан «Писающие мужчины»
Писающие взрослые бронзовые мужчины, ростом за два метра (2,10 м) вертятся вправо и влево, поливая струей карту, похожую по очертаниям на Чехию. Вертится у них только тазобедренная часть, но создаётся впечатление, что вертятся они сами.
Гид рассказывал, что якобы струи скульптуры «выписывают» разные слова, цитаты и изречения. Иногда к композиции присоединяются подвыпившие иностранцы, но блюстители порядка музея строго следят, чтобы не было таких компаньонов.
Скульптура находится в районе «Малая страна», недалеко от Вальдштейнского сада, где разместился Сенат Чехии. Интересное соседство.
Памятник «Висящий человек»
Ещё один памятник рук Давида Черни пугает впечатлительных людей на улице Гусова. Там, между высокими домами висит человек, удерживаясь одной рукой за балку, свисающую с крыши. Кажется, что человек вот-вот сорвётся и погибнет.

«Висящий человек» — памятник Зигмунду Фрейду
Такой необычный памятник посвящен психологу Зигмунду Фрейду. Название его «Висящий человек». Создал скульптуру всё тот же скандальный мастер-авангардист для выставки «Респект 1997». «Висящий человек» шокировал людей не только в Чехии, он «путешествовал» по выставкам мира и свисал с крыш домов Лондона, Берлина, Чикаго и Стокгольма.
Он казался таким правдоподобным, что частенько вводил людей в заблуждение. В 2007 году в Чикаго «висящего Зигмунда Фрейда» даже кинулись спасать пожарные и полиция, приняв его за самоубийцу.
Почему так изображен известный австрийский психоаналитик, что хотел таким памятником выразить автор произведения? Сам автор объясняет, что он показал огромную пропасть, которая существует между простым народом и интеллигенцией. Простой народ занят своими житейскими проблемами, и его совершенно не волнуют теории психоанализа, которым посвятил всю свою жизнь Зигмунд Фрейд.
В Праге есть ещё несколько пародийных творений Давида Черни: скульптура «Куда идёшь?», «Памятник подхалимству», скульптура «Младенцы», «Красные автомобили», «Эмбрион», «Голова Франца Кафки» и другие необычные и скандальные памятники, скульптуры и инсталляции.

Вращающаяся «Голова Франца Кафки»
Скульптура «Куда идёшь»
Скульптура « Куда идёшь» была первым пародийным творением, познакомившим в 1989 году пражан с Давидом Черным. Представляет она такой себе автомобильчик « Трабант», стоящий на человеческих ногах.

Скульптура «Куда идёшь»
Вначале «Трабант» стоял на Староместской площади. Затем, в 2001 году его переместили во двор посольства Германии. Автомобильчик в своё время был очень популярным у жителей ГДР. В данной скульптуре Давид символически рассказал о времени, когда жители ГДР покидали свой дом, и на этих «трабантах» приезжали в Прагу, чтобы найти здесь пристанище, обращаясь за помощью в посольство ФРГ.
Ко многим работам скандального арт-хулигана жители Праги относятся с юмором, хотя и частенько резко критикуют.

творение Давида Черни «Красные автомобили»
Но в основном, памятники и скульптуры Давида Черни нашли понимание у пражан и стали яркой городской достопримечательностью.
Таня, как интересно !!! Знала до сих пор только о скульптурах во дворе музея Кафки.
Рада, что статья оказалась полезной в расширении твоих познаний. 🙂
Скульптору Давиду Черни не откажешь в фантазии, это же надо придумать столь необычные скульптуры — пугающие, но и одновременно восхищающие зрителей!
Что есть, то есть — фантазия у Давид Черни аж зашкаливает. Его хотя и критикуют, но многие его работы нравятся пражанам. Они сочетают юмор, провокацию, сатиру.
Лошадь перевернутая меня неприятно поразила. Обожаю лошадей, а скульптор просто измывается на лошадкой! А вот машина с человеческими ногами, восхитила, как и красные авто на фасаде здания.
Скульптура перевёрнутого коня, конечно, странноватая. Не каждому в голову придёт такая фантазия. Но, как видите, жители Праги её не выбросили, а показывают туристам. Не пропадать же добру. 🙂
Скульптура писающих мужчин просто восхитительна! Такой скульптурной композиции точно нет ни в одной стране. Блистательная голова мужская, как я догадываюсь, Кафки, тоже весьма внушительна!
Да, Лариса, это действительно голова Франца Кафки и она не то что внушительная, а можно сказать — огромная. Её высота около 8 метров, плюс постамент около 3 метров, так что её трудно не заметить, да и весит она 39 тонн! Голова необычная, она постоянно находится в движении. Состоит из 42 блестящих дисков, которые постоянно вращаются поворачивая голову то в анфас, то в профиль. Или вращение происходит сегментами. Очень сложный механизм сконструирован для создания необычного зрелища. Появилась голова недавно — четыре года назад.
И правда необычные места и очень многое интересное, есть на что посмотреть.
Похожих памятников в Праге довольно много, просто за неимением времени мы не успели их все посмотреть. Там есть даже экскурсия по необычным памятникам, длится она целый день, так что Давид Черни наваял не так и мало. 🙂
Необычно 🙂 Увидев скульптуру висящего человека не всегда и знаешь, что к чему. Можно и в службу спасения позвонить с перепугу 🙂
Давид Черни своей скульптурой как бы проверяет внимательность людей к окружающему их миру. Жители Праги уже привыкли к его чудачествам и относятся к ним вполне лояльно.
.
Да… необычно. Поразительна фантазия создателей подобных памятников, ход их мыслей и логика. Понятно, что обычных людей такие творения, как минимум, удивляют.
Согласна с Вами, фантазия у Давида Черни буйная, тем он и привлек лояльных к его творчеству жителей Праги. Но не только в чешской столице знают его работы, а даже заказывают монументы и инсталляции и в других странах. Иногда творчество арт-хулигана носит даже пророческий характер, как получилось с инсталляцией «Акула» и монументом «Энтропа». В «Акуле», он за год до казни Суддама Хусейна, предсказал его смерть, изобразив плавающее в формальдегиде тело иракского диктатора. А в монументе «Энтропа», заказанном руководством Евросоюза в 2009 году, Давид Черни изобразил содружество ЕС, уже тогда не включив в него Великобританию.
С такими памятниками даже не каждый знаком, не то что увидеть их. Первый раз о них узнал, хотя про Прагу много чего читал и смотрел) Вот умеют удивить туристов, а это естественно привлекает. Отличная статья, мне понравились ваши фото.
Спасибо, Александр! Сейчас в городах, особенно европейских, можно увидеть много необычных памятников. Помню как меня первый раз удивили необычные памятники в Будапеште. Я даже о них статью написала http://poputchik5.ru/budapest-smechnie-grustnie-pamyatniki/
Фотографии не могут передать чувства, которые испытываешь, видя всё это «в живую», Ощущения странные от недоумения до злости: «Людям деньги девать некуда. Пиарятся скульпторы таким образом».
Но скульптуры эти есть. И туристов они привлекают. А каково жителям улицы Гусова каждый день видеть человека, висящего за окном?
Ирина, без чудачеств мир был бы пресен и скучен. 🙂 Я с Вами полностью согласна, что фотографии не могут передать ни тех чувств, ни тех эмоций, которые испытываешь путешествуя, но оставляют многое в памяти.
Не представляю, какая фантазия должна быть, чтобы создать подобные творения! Некоторые выглядят немного жутковато.
Буйная фантазия должна быть, Юля. Очень буйная. 🙂 Именно она и сделала чешского пародиста Давида Черни известным во всем мире. Приведённые в статье творения ещё довольно приемлемы для нашего восприятия. А вот другие — например его «Эмбрион», или «Акула», или же скандальная скульптура «Памятник подхалимству» совсем парадоксальны. Тем не менее — они существуют и красуются на улицах Праги и в других городах нашего земного Шарика!
Что и говорить, Давид Черни — мастер эпатажа. Но не все его работы разрешают установить в Праге или других городах. Самую скандальную свою скульптуру Черни хотел усадить на фронтон Национального театра. И чтобы там не только спокойно находился некий «Аполлон», а еще и совершал пикантные действия))) Но такой развязности не допустили.
Слышала я об этой скульптуре. 🙂 Давида Черни иногда заносит в своих фантазиях. Порой, он просто насмехается над пражанами и многое ему сходит с рук. Но его «Аполлон» превзошёл все рамки приличия. А как Вам его скульптура кисти руки с поднятым средним пальцем на реке Влтаве?
К счастью, и это безобразие было временным)))
Нельзя портить Прагу подобными выходками.
Полностью с Вами согласна! Без фантазии, юмора и сарказма в нашем мире не прожить, и хорошо что они есть, но всего должно быть в меру.
Скульптуры и вправду довольно не обычные. Тот висящий человек, вообще выглядит как-то странно.
И не говорите. 🙂 Это такой необычный памятник Зигмунду Фрейду. А почему он так выглядит я как раз и написала в статье. 🙂
Зачитаешься! Комментарии к этому посту такие же интересные и познавательные, как и сам текст 🙂
Спасибо, Люда! Ты знаешь, я тоже люблю читать комментарии на сайтах. Иногда в комментариях прочитаешь много интересного и полезного. 🙂
Очень неоднозначные памятники! И уж равнодушными точно никого не оставят, сразу хочется знать, кто их создал и что при этом имел в виду. Может, для искусства это и самое правильное, хотя не всегда, конечно, мы готовы к такому эпатажу.
Иногда полезно разбавить привычное для глаза чем то непривычным. Человек сразу встряхивается и начинает оживлённо мыслить. Такие жанры как сатира и пародия заставляют посмотреть на нашу жизнь под другим углом, что весьма не бесполезно. 🙂
Необычные скульптуры и памятники — это всегда интересно, особенно если еще так подробно написано о замысле автора. Да уж, работы Давида Черни очень необычные. А про одну из скульптур я вообще подумала, что изображен повесившийся человек, только потом рассмотрела, что он одной рукой все же держится.
Мне тоже интересны необычные памятники, впрочем, как и большинству людей. Ведь всё непривычное заставляет человека встряхнуться и более пристально посмотреть на объект, да и подумать — а зачем это, почему так изображено, какую автор мысль хотел выразить. Возникает живой интерес. 🙂
Меня привлекают такие необычные памятники и скульптуры. В Праге х достаточно много. Меня еще очень впечатлил памятник жертвам коммунизма возле Петрова холма.
К сожалению, Оксана, мы к этому мемориалу не дошли, хотя я и слышала о нём. Теперь посмотрела в интернете, он действительно впечатляет!
Весёлая сегодня была экскурсия по Праге. И пивная, и вот разные такие неформатные чудеса увидел. Понравились все, как вы их описали и показали, а особенно
— » Иногда к композиции присоединяются подвыпившие иностранцы…. и… далее по тексту 🙂
И ещё «Куда идёшь» — впечатлило!
Спасибо, Вячеслав! Своим комментарием Вы вернули меня в Прагу, а то я уже о ней немножко подзабыла. Эх, классные были моменты! Второй раз я попала в Прагу летом прошлого года, по её закрученным улочкам ходила уже как знаток, но обо всём написать как-то не доходят руки. В той поездке тоже было много интересного. Прага очень красивая и достойна особого внимания.
Спасибо, как всегда масса удовольствия от экскурсии и тем более по такому замечательном городу. Очень понравились творения рук Д.Черни. Лично меня очень тронул памятник с лошадью и князем Вацлавом на ней верхом или это может уже как-то по другому называется? Хоть с одной стороны это смотрится ужасно, но представить столько людей, которые так восседают не только на животных, но и на самих людях, отбирая у них все: хлеб, кров, надежду на будущее. Живущие сами в тепле и защищенности, как бы в доспехах. По этому, не всегда так просто понять гениального художника и разобраться в смысле и замысле его работы. Спасибо огромное, двигаемся дальше.
Максим, у Вас довольно интересная версия смысла памятника «Конь», может оно так и есть. Кто его знает какие мысли были у Давида Черни и что он хотел выразить создавая столь необычный памятник.Спасибо Вам за Вашу интересную версию и за комментарий.