02.05.2024
dsc_0451-300x198-9862573

Будапешт. Цепной мост Дуная

dsc_0451-300x198-9862573Цепной мост Сечени – истории правдивые и шуточные

Красивые, необычные мосты всегда привлекают внимание. А если у них  ещё и интересная история – то вдвойне!
Вот и мосты через Дунай в Будапеште. Их в черте города  восемь –  семь автомобильных и один железнодорожный, и внимание туристов к ним всегда повышенное.
А сколько историй (!). Возьмём  Цепной мост Будапешта.
Не каждый мост  может стать местом для соревнований в авиационных шоу. А вот главный мост Будапешта – Цепной мост Сечени, с 2002 года стал любимым местом  для авиаторов.
Теперь, каждый год авиаторы шокируют зрителей своими трюками, перелетая под мостом в перевернутых (шасси к верху)  спортивных самолётах. Этот вид соревнований в отдаленности можно сравнить с аэробикой, только авиационной и называется он RedBull Airrace. Опытнейшие авиаторы высшего класса на спортивных самолетах проделывают непостижимые трюки.
Дал старт такому шоу-соревнованию венгерский пилот Peter Besenyei,  по прозвищу Бешенный. В 2001 году  он привел в изумление публику, пролетев  на своём спортивном самолёте под мостом вверх тормашками.
Но не только этим притягивает к себе  старый  мост через Дунай.
За 164 летнюю историю  он пережил немало потрясений.  Его бомбили австрийцы, был взорван во вторую мировую войну отступающими немцами. Через несколько лет соружение заново восстановили, и 20 ноября  1949 года, в день своего столетия — Цепной мост Сечени пережил свое второе рождение и открытие. Первое было в 1849 году.
Назван мост в честь графа Иштвана Сечени. Как  политик, граф очень хорошо понимал важность  и необходимость  такого моста для Будапешта, и вложил немало средств и сил в проектирование и строительство его. Ведь мост соединил два района:  Буду и Пешт. Благодаря ему город стал стремительно развиваться. Цепной мост стал самым первым постоянным мостом в Будапеште.
Жители Будапешта очень любят Цепной мост. Каждый год  20 ноября отмечают  его день рождения, и ласково  называют — «Старая дама». Он, как и Парламент, является символом Венгрии.
О нём много шутят, рассказывая разные небылицы. Говорят, что идея строительства моста возникла у графа Сечени после того, как зимой он целую неделю не мог перебраться из Пешты в Буду, из-за высоких льдин на Дунае (лодочники отказывались переправляться). Может в этом и есть какая-то доля правды – как знать?
dsc_0539-300x198-7729675При входе на мост, со стороны Пешты с площади Рузвельта, нас встретили два огромные льва, лежащие на высоких постаментах. Их здесь установили в 1852 году.
Существует  одно шуточное поверие. Венгры смеются, что молчаливые каменные львы на мосту зарычат только тогда, когда мимо них пройдет хотя бы один верный супруг. Но, пока львы молчат.
Было воскресенье, и мост закрыли для транспорта, превратив его в пешеходный. Лоточники и клоуны на ходулях весело зазывали людей на очередное представление. Оказывается, что часто в выходные  дни мост перекрывается для автомобилей, и превращается в любимое место для проведения венгерских праздников – с ярмарками, музыкой и клоунадой.
Цепной мост очень красив в любое время суток. Огромные арки, чугунные цепи, каменные статуи львов придают сооружению особое могущество днём, а невообразимое количество осветительных фонарей — превращают мост в ажурное, изящное сооружение вечером.
Пройдя через весь мост ( 375 метров) по пешеходной дорожке, мы вышли в Буде на площадь Адама Кларка. Адам Кларк – шотландец, он семь лет преданно руководил строительством Цепного моста и переживал за него до фанатизма.

Тоннель Кларка и нулевой километр

Здесь же в Буде, напротив моста, есть ещё одно удивительное сооружение Кларка – тоннель, ведущий к Королевскому дворцу. У него такая же длина, как и у моста. Жители Будапешта смеются, что в сильные дожди мосту есть где спрятаться, об этом позаботился Кларк!
300px-nulla_kilometer_siklo-265x300-7009211На площади  установлен  скромный монумент из гипса в виде трехметрового нуля.  Его ещё называют «камень нулевого километра». Он отсчитывает расстояние ко  всем городам Венгрии. 
Ранее монумент стоял в виде памятника человеку в кепке, поддерживающему неприметный нолик; потом его заменили на статую Девы-Марии; и в конечном варианте — стоит скромный нолик у входа к фуникулёру.