Нотр-Дам де Пари, или Собор Парижской Богоматери — величественное здание Парижа, его главная церковь, одна из главных достопримечательностей столицы Франции, её древнейший символ. А ещё, главный персонаж романа Виктора Гюго.
Нотр-Дам де Пари
Летоисчисление Собора началось с 1315 года, когда его освятили, закончив строить. Строили долго, больше 150 лет, ведь заложили первый камень в фундамент ещё в 1163 году. Даже представить себе трудно то число событий, которое видел храм за столько столетий! Были коронации императоров, их бракосочетания, и проводы в последний путь. Шутка ли, больше семи веков выполнять обязанности церкви-прародительницы всех церквей Парижа!
Непривычный вид Собора
А сколько неразгаданных тайн и безумных историй здесь хранится! Одному Собору только и известно. О них писали романы, воспевали в операх, мюзиклах, ставили балеты. Некоторые дошли и до нашего времени, благодаря чему мы тоже в курсе тех событий.
Первый раз моё знакомство с Нотр-Дам де Пари состоялось ещё в юности, когда читала творение Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Тогда и сложился в моём сознании определённый образ знаменитого храма. В книге писатель отнёсся к Собору как к живому созданию, отведя ему одну из главных ролей. В жизни других героев романа Нотр-Дам де Пари занял далеко не последнее место.
Он приютил звонаря Квазимодо, которого отверг жестокий люд, став для несчастного горбуна всем — его вселенной, любящей матерью, домом и кровом. Он спрятал в своих стенах прелестное создание Эсмеральду, став ей на время убежищем. Он расправился с Клодом Фролло, скинув священника со своих башен руками Квазимодо. Хотя Клода Собор и любил, но не простил ему зло, сотворённое в порыве безумной страсти, отчаяния неразделенной любви.
Собор Парижской Богоматери персонаж загадочный, представляющий большой интерес как для историков, так и для зодчих. И, конечно же, для посетителей. В его стенах хранится великая реликвия – Терновый венец Иисуса Христа.
Главный портал Нотр-Дам де Пари
В своё время Нотр-Дам де Пари произвел на Виктора Гюго огромное впечатление. Писатель постарался применить весь свой талант, чтобы здание не снесли, ведь существовала реальная тогда угроза. Благодаря публикации в 1831 году романа «Собор Парижской Богоматери», проблемы стареющего храма вовремя заметили, и развернули движение за сохранение его.
Через десять лет начали реставрировать Собор, вдохнув в него вторую жизнь. Заменили разбитые скульптуры, соорудили шпиль, установили на фасаде галерею чудовищных химер, снесли ветхие постройки, вместо которых получилась большая площадь перед храмом. А затем его просто отмыли, и Собор опять стал излюбленным местом для проведения значимых в истории Франции торжеств.
Реставрация Собора
Нотр-Дам де Пари объект повышенного внимания туристов и гостей города. До 14 миллионов человек в год переступают порог этого здания. Вот и наша туристическая группа не была исключением, поспешив посетить храм в ближайший день своего пребывания в Париже.
Ещё плывя по Сене на прогулочном кораблике, я сразу заметила узнаваемое по открыткам и проспектам готическое здание на острове Сите. Запоминающийся фасад в виде огромной буквы «Н» напоминал большущий корабль, стоящий на якоре. Здание массивное, его поддерживают контрфорсы.
Боковой фасад Нотр-Дам де Пари.
Прав был В. Гюго. Собор Парижской Богоматери действительно имеет необычный вид, он даже чем-то напоминает химеру – голова от одной церкви, конечности от другой, туловище от третьей. Но есть в строении что-то общее, объединяющие все стили – романский, готический, римский. Такое сочетание смешанных стилей совсем не удивительно. Ведь за столько веков немало зодчих и архитекторов вложили в оформление здания свое умение и фантазию. Оригинальный вид ему придали архитекторы Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Внёс свою лепту и Виолле-де-Дюка — главный реставратор Собора.
Фасад храма чётко разделён тремя порталами: по краям — Богородицы и Святой Анны, посредине — Страшного суда. Над ними Галерея Королей с 28 статуями.
Галерея Королей
Балюстраду наружных галерей венчают химеры и гаргульи. Мне запомнилась химера «Неясыть». Она чем-то похожа на Роденовского «Мыслителя».
Химера «Неясыть»
Внутри Собора таится полумрак. Свет проникает только из узких высоких окон, украшенных красивыми витражами. Стены внутри не расписаны, как в наших церквях – это особенность готических храмов, в них нет настенной живописи. Колонны, высокие своды потолков, главный алтарь, скамейки для верующих посетителей, большой орган — всё похоже на внутреннее убранство большинства Европейских храмов средневековья.
Внутри Собора Парижской Богоматери
Вызывала волнение осознанность, что ты присутствуешь в местах, где развивались события в нашумевшем в своё время романе В. Гюго. Дышишь тем же воздухом, что и герои славного романа. Казалось, приглядись внимательнее, и увидишь выглядывающего из-за колонны Квазимодо, а у алтаря встретишь замаливающего грехи страсти священника Клода. Прислушайся, и услышишь чудесный голос Эсмеральды.
Вот так и состоялось моё второе знакомство с Собором Парижской Богоматери, но уже вполне реальное.
На площади перед храмом всегда многолюдно. Здесь каждый норовит сфотографироваться на фоне прекрасного храма. А ещё — стать в круг в центре площади и загадать желание. Это не просто круг, а памятный знак «Нулевой километр». От него определяют расстояние до городов Франции. Это такой себе бронзовый восьмиугольник, врытый в тротуарную плитку, с розой ветров посредине.
Памятный знак «Нулевой километр»
В Париже есть несколько церковных храмов с названием Нотр-Дам : Нотр-Дам де Бон-Нувель, Нотр-Дам де Виктуар, Нотр-Дам де Бланк-Манто. Все они посвящены мадонне. Если вы хотите попасть в Собор Парижской Богоматери, добавляйте к «Нотр-Дам» еще и «де Пари».
Пишу, а в голове звучит мелодия из одноименного мюзикла. И что только творит Любовь и Красота, превратив троих влюблённых мужчин в рабов. Предлагаю её послушать и вам.