В Будапеште 20 синагог, самая большая — на улице Дохань. Её так и называют – Большая синагога. В Европе она занимает первое место среди синагог, а в мире — второе (после синагоги Тэмпле Еману-Эль, что в Нью-Йорке).
Посетить будапештскую Большую синагогу нам рекомендовал русский турист, которого мы встретили в базилике Святого Иштвана (Стефана), на концерте органной музыки.
Не откладывая на потом, на следующее утро мы поспешили в Еврейский квартал, что в Пеште. Доехали туда на метро, по «красной линии» до станции Astoria. Синагогу увидели сразу.
Своеобразное, красивое двухэтажное кирпичное здание внушительных размеров, с двумя яркими высокими (44м) куполами, выполненными в мавританском стиле, предстало пред нами во всей своей красе.
Вход в Синагогу по билетам, и у кассы толпился разноязычный народ. По фотоаппаратам и видеокамерам было видно, что в этот будний день, в основном желают посетить Синагогу туристы.
Билеты продавали только в форинтах, и у кого их было маловато, меняли валюту тут же, у стоящих в очереди (вблизи обменных пунктов не наблюдалось). Билет стоил недорого — 4 евро на человека, поэтому проблем с обменом не возникало. Пока продвигалась очередь, мы узнали много интересного о Синагоге.
Кратко из истори строительства и жизни Синагоги
Её построили достаточно быстро, как для тех времён ( 1854 — 1859 годы). Вначале строили по проекту немецкого архитектора, преподававшего в Венской Академии, затем внесли свои коррективы венгерские архитекторы.
В результате такого сотрудничества, получилось роскошное здание из красно-белого кирпича с цветными керамическими вставками, учитывающее христианский стиль и хеберовские традиции.
Молитвенный зал Синагоги огромен, вмещает три тысячи верующих. Мужчины молятся на нижнем этаже, для них предусмотрено в зале 1497 мест на длинных скамьях, а женщины занимают места на балконах (1472места).
У скамей своя история. На каждом сидении до войны были написаны имена хозяев. Во время войны, мебель выбросили немцы в подвал. После реконструкции синагоги скамьи возвратились обратно в зал. Но многих хозяев уже не было в живых, а имена так и остались.
Зал богатый, нарядный и ярко освещенный. Посредине висят огромные люстры, притягивая к себе взоры входящих. На окнах витражи. Старинные оконные рамы тоже сохранились, благодаря тому, что бережные евреи их вовремя спрятали от немцев.
В зале есть орган. Акустика здесь великолепная и орган звучит волнительно, придавая субботнему богослужению особую величественность.
В другие дни недели зал открыт для посещения всем желающим, и в нём проводят концерты. В зале не раз звучала музыка Ференца Листа и Камиля Сен-Санса в исполнении самих авторов. А в наши дни, играют музыканты из оркестров Будапешт Клезмер Вэнд и Ференца Листа. Последние годы, здесь проводятся Летние фестивали Еврейской музыки.
История Синагоги богата на исторические события. Рядом с основным зданием разместился Музей Еврейского искусства. Раньше на том месте стоял дом, в нём родился создатель теории еврейского государства (сионизма) Теодор Герцль, о чём напоминает мемориальная доска, что висит на лестничной площадке музея.
Эта земля не раз была свидетелем трагических событий. В 1939 году много верующих пострадало, выходя из службы. Кто-то бросил в них гранату из соседнего дома.
Горькая память о войне
В Будапеште живет одна из наибольших еврейских общин Венгрии. До второй мировой войны, в Венгрии жило около 700 тысяч евреев.
Но фашизм и тут показал своё зверское лицо. В 1944 году немцы устроили здесь гетто, куда согнали евреев перед отправкой в концлагеря. Массовый геноцид евреев привёл к тому, что сегодня в будапештской еврейской общине осталось около 100 тысяч человек.
В назидание потомкам, и в память погибшим, на левой стороне от здания остались разрушенные кирпичные стены у которых расстреливали людей. Здесь же в саду, сохранили и еврейское кладбище, с надгробными памятниками и именами погибших в войну. И хотя религия запрещает захоронения рядом с местами проведения культа, кладбище осталось на старом месте.
На территории Синагоги стоит и памятник жертвам Холокоста. Плакучая ива из металла низко склонила свои ветки, печально шурша металлическими листочками, с выгравированными на них именами погибших.
У мемориала всегда многолюдно. Для евреев это священное место, а для посетителей — место скорби.