15.04.2024

Музеи восковых фигур и дочь палача мадам Тюссо

Каждый из нас не раз видел восковые фигуры. Они, обычно, увековечивают образы известных в мире личностей. Сходство их с оригиналом поражает, особенно, когда посещаешь Музеи восковых фигур мадам Тюссо.
В их залах замерли на века короли с династиями, президенты ведущих стран, выдающиеся политики, знаменитые учёные, спортсмены, артисты. Восковые фигуры настолько выглядят правдоподобно, что, кажется, торкнись их, и они продолжат свой путь.
Музеев восковых фигур и их филиалов больше десятка, они в мире самые посещаемые. Их можно увидеть в разных странах.
Но, главный музей, созданный в 1835 году самой мадам Тюссо, находится в Лондоне, на улице Мэрилбон Роуд. Это рядом с Бейкер-стрит. Улица широко известная благодаря Артуру Конан Дойлю и его произведениям о Шерлоке Холмсе.

Музей мадам Тюссо в Лондоне (фото с интернета)

Мне удалось посетить не один филиал Музея восковых фигур мадам Тюссо, и не в одной стране. Знакомилась с обширными коллекциями в Вашингтоне, Лас-Вегасе, Сан-Франциско, Вене, Праге, в Киеве.

Музей мадам Тюссо в Лас-Вегасе

Недавнее посещение Киевского филиала музея навело меня на мысль, что я не так много и знаю о жизни мадам Тюссо, давшей миру большое количество восковых «двойников» знаменитых мира сего.

В музее восковых фигур Киева

Порылась в Интернете, и, о! Биография мадам Тюссо поразила своей необычностью, а также противоречивыми трактовками её жизненного пути, написанными разными источниками. Делюсь информацией с вами, собранной с нескольких версий.
Мадам Тюссо (в девичестве Анна Мария Гросхольц) родилась в Страсбурге в 1761 году.

Мадам Тюссо (Гросхольц), фото с интернета.

Одни утверждают, что её отец был жестоким палачом — из династии потомственных палачей. Часто после очередной казни он дома во всех подробностях описывал весь кошмар процесса. Вот в такой атмосфере жила маленькая девочка, ставшая в будущем гениальным скульптором восковых фигур.
Она с детства научилась относиться к жизни и смерти проще, легче воспринимать шокирующую иногда действительность.
Вскоре после того как отец покинул семью (по другой версии умер, по третьей – был военнослужащим и погиб на войне), мать с малышкой перебрались в дом патологоанатома доктора Куртиуса.
По одной версии Филипп Куртиус был дядей Мари, по другой — любовником её матери, которая в его доме работала экономкой. По третьей версии незаконным отцом девочки. Как бы там ни было, но он очень привязался к девчушке и заменил ей отца.
Любимым увлечением у Куртиуса было изготовление восковых фигур из слепков умерших родственников и знакомых.  Необычное хобби со временем переросло в его основную профессию.
Фотографий тогда ещё не было, а художественный портрет стоил очень дорого, и не каждый мог его себе заказать. А многим хотелось оставить по себе или усопшему родственнику память, вот и заказывали у доктора восковые маски, или фигуры.
Дела у Филиппа шли хорошо, и он вскоре сумел купить жильё в Париже, перевезя с собой экономку с её дочерью.
Видя, с каким любопытством маленькая Мари разглядывала его работу, он стал постепенно вовлекать девочку в процесс создания восковых фигур.
Мари совсем не страшили разложенные на столе части человеческого тела. Иногда самому Куртиусу было жутковато смотреть, как она беспристрастно снимала мерки с умерших, а затем шила и примеряла одежду для новой восковой фигуры.
Мастерство Мари быстро росло, и к 16 годам она уже научилась создавать восковые фигуры не хуже своего учителя. Когда она талантливо вылепила фигуру Вольтера (ещё при его жизни), Куртиус признал её коллегой по бизнесу.

Мадам Тюссо за работой (фото с интернета)

У Мари обнаружились удивительные  способности не только художественные, а и предпринимательские. Она умело вела финансовые и хозяйственные дела их маленькой компании.
Внимательно следила, чтобы воск поставляли качественный, а материалы для работы были натуральными. Частенько ей приходилась за волосами ездить в тюрьмы, где стригли преступников. Двери тюрем открывало её происхождение.
Выставки восковых фигур набирали популярность среди местной публики. Необычной коллекцией их компании заинтересовались король Людовик ХVI и его жена Мария-Антуанетта. Вследствии чего Мари была приглашена в королевский дворец в Версале.
Около десяти лет она учила королевских детей и дворцовой знати рисованию и лепке, заодно совершенствуя и своё мастерство. Казалось, что жизнь безмятежная.
Но тут грянула французская революция. Король с королевой были заточены в Бастилию, а затем казнены. Попала в Бастилию и Мари, как приближённая к королевской семье. Ей тоже грозила казнь, Мари даже лишили пышной шевелюры, объявив о времени казни.
Никакими словами не передать тех мук отчаяния в ту страшную ночь, Мари страсно молилась и уже прощалась с жизнью, а также со своей сокамерницей Жозефиной, будущей женой Наполеона.
Как же она была удивлена, когда утром вместо гильотины её встретил Филипп Куртиус, вымоливший у революционных верхов помилование для своей любимицы. Он сумел убедить временных правителей, что лучше Мари никто не сделает для истории маски казнённой королевской четы.
Так Мари оказалась на свободе. По требованию правящих революционеров ей пришлось ходить по камерам в застенках подвалов Бастилии, и среди множества обезглавленных искать знатных людей, чтобы сделать с них слепки. Среди трупов много было и её друзей. Мари испытывала большое моральное потрясение, ей казалось, что и она некоторым образом причастна к их казни.
Слепков получилось много, коллекция посмертных масок росла как грибы в дождь. Она то и стала затем галереей восковых фигур вошедших в выставку под названием «Комната ужасов», в которой изображены сцены пыток, казней — где властвуют маски преступников. Посещение этой «комнаты» и теперь не для слабонервных. Говорят, что алкоголики вылечиваются за одну ночь, проведённую в ней.
Дела их маленькой компании шли с переменным успехом. Мари вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо.
Но семейная жизнь не удалась, муж оказался азартным игроком и пьяницей. Вскоре умер её любимый учитель Филипп Куртиус, оставив гениальной ученице всю коллекцию восковых фигур и своё состояние.
В те времена во Франции было неспокойно, и когда при Бонапарте решили национализировать коллекцию восковых фигур, приносящую неплохой доход,  Мари — теперь уже мадам Тюссо, решила со старшим сыном переехать в Лондон, оставив младшего на попечение матери.
Поспособствовала покинуть Францию бывшая сокамерница по Бастилии Жозефина, уже ставшая в то время женой Наполеона. По её просьбе Мари создала восковую фигуру Наполеона ещё при жизни императора.
Больше тридцати лет мадам Тюссо колесила по Британии со своей коллекцией, которая имела немалый успех.
Понимая, что англичан больше интересуют их герои, а не французские, она постоянно пополняла коллекцию. Появились восковые модели короля Генриха VII, рыцаря Ричарда Львиное сердце, Марии Стюарт. Новые фигуры  англичане принимали на «ура!»
Но путь Мари не всегда был устлан розами. Не раз ей проходилось кропотливым трудом почти с нуля восстанавливать свою коллекцию — то утонул корабль в Британии, перевозящий восковые фигуры, то случился пожар. Благо, что основные формы и слепки Мари умела сохранять.
Кстати, она была хорошей провидицей и часто могла угадать события наперёд.
Только к 74 годам мадам Тюссо смогла накопить денег на симпатичный особнячок с залами для выставок. Он рядом с Бейкер-стрит, в 1835 году по настоянию её подросших сыновей особняк стал музеем, о котором впоследствии заговорил весь мир.
Сыновья помогали во всём. Старший занимался костюмами, младший – финансовыми делами. Оба унаследовали от матери и мастерство художественной лепки.
Время шло, появились внуки, коллекция разрасталась, Мари старела. Умерла она в 1850 году в 89-летнем возрасте, успев перед тем запечатлеть себя в воске.

Восковая фигура мадам Тюссо. Последняя её работа. (фото с интернета)

С тех пор посетителей у входа в музей восковых фигур в Лондоне встречает гениальная маленькая старушка в чёрном одеянии и с очень умным лицом, сумевшая создать свою империю — Империю восковых фигур мадам Тюссо, которая процветает и ныне, благодаря неустанному труду, мастерству, и творению её потомков.
Вот такая краткая история жизни мадам Тюссо по нескольким «причёсанным версиям». Другие версии более эксцентричны, но что-то не хочется верить в жестокость талантливой женщины.
Филиалов лондонского музея появилось много. Только в США их 6.
Теперь, при нынешних технологиях восковые фигуры могут двигаться и даже издавать звуки: смеяться, стонать, разговаривать. Они стали более прочными, так как используют для их изготовления искусственные материалы, пластмассы.
Создание таких фигур дело кропотливое и занимает до 4 месяцев, а иногда и больше. Создавая модель английской принцессы Виктории, мадам Тюссо пришлось снять 500 мерок.
А ещё и дело дорогостоящее — даже сейчас, к примеру: восковая фигура Николь Кидман обошлась музею в 56 тысяч долларов США. После того как кинозвезда развелась, вместо неё поставили рядом с восковым двойником Тома Круза его новую подругу Пенелоппу Крус.
Сейчас залы музеев восковых фигур заполонили модели-двойники популярных рок-музыкантов, кинозвёзд, эстрадных исполнителей – такова дань времени.20191114_113734-1798014

Рядом с кумиром в Музее восковых фигур Лас-Вегаса

Но, Музеи восковых фигур мадам Тюссо имеют всё ту же суть и направленность — дать возможность человечеству ближе познакомиться с историей, с её выдающимися личностями, с кумирами.