Красота и величие собора
Официальное название храма: Кафедральный собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Правда, в народе прижилось краткое название — собор Святого Вита.
Собор Святого Вита, фрагмент.
Мне посчастливилось видеть немало чудесных соборов, синагог и мечетей, относящихся к ряду самых величественных — будь то собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), собор Святого Стефана в Вене или базилика Святого Иштвана и Большая синагога в Будапеште. А также Большая мечеть шейха Зайеда в Абу-Даби. Так что есть с чем сравнивать красоту и величие собора Святого Вита.
Скажу вам сразу, он меня просто покорил. Я несколько минут стояла и не могла отвести взгляд от его внушительного вида. Собор Святого Вита показался мне огромнейшим, таинственным и ошеломляющим.
Фрагмент собора Святого Вита
Пока стояли в очереди, чтобы зайти в храм, моя шея заболела от разглядывания башен и башенок, множества резных шпилей, причудливых химер и злых горгуль.
Горгульи на соборе Святого Вита, выполняют роль водостоков.
Я уже не говорю о цветных витражах в огромных окнах! Кстати, о витражах. Именно в соборе Святого Вита находится шедевр знаменитого чешского художника модерниста Альфонса Мухи «Чествование святых Кирилла и Мефодия». Созданный им витраж можно рассматривать часами.
Фрагмент витража Альфонса Мухи
В нём он мастерски запечатлел сцены крещения Мефодием первого чешского князя и его жены святой Людмилы. Святая Людмила — бабушка Святого Вацлава. Изображена она с платком на шее, так как умерла мученической смертью. Святого Вацлава Альфонс Муха изобразил в мальчишечьем возрасте, скопировав его портрет со своего сына.
Зашли мы в Собор через западные ворота, очутившись перед тремя огромными порталами.
Три входные порталы собора
На центральном портале увидели барельефы изображавшие историю строительства храма с самого начала и до его завершения. Левый портал был посвящён историям из жизни Святого Вацлава, правый портал украшали барельефы, рассказывающие о жизни Святого Войтеха.
В соборе столько архитектурных деталей и лепнины, что диву даёшься мастерству и фантазии создателей проектировавших и строивших собор.
Внутри собора Святого Вита
Подумать только, почти 600 лет — с 1344 и по 1929 год, создавалось это грандиозное чудо, в которое вложили свои знания, своё умение тысячи и тысячи людей. Одних только значимых авторов проекта было с пол десятка. Начинал Матьё Аррасский, продолжил Петер Парлеж, а затем, на разных этапах внесли свою лепту два Йосефа – Креннер и Моцкер. Заканчивал проект Камиль Гильберт. Все они запечатлены в скульптурах и помещены в галерее, которая ведёт к алтарю.
Петер Парлеж в строительство вложил не только свою душу, а и обменял собственную жизнь на жизнь собора. Об этом есть потрясающая легенда, как же собор без легенд?
Легенда о соборе и его зодчем
В начале 14 века король Чехии Карл IV надумал построить большой собор, чтобы было где короновать монархов, венчать их, а по окончанию жизни проводить в последний путь. Место определили в Пражском Граде на высоком холме, где стояла ротонда Святого Вита. Строить поручили молодому талантливому зодчему, который удивил короля своим смелым и необычным проектом.
Зодчий придумал такие высоченные своды, которые до него никто ещё и не строил. Местные архитекторы были в сомнениях, что своды смогут выстоять, и постоянно своим неверием донимали молодого мастера. Но тот был одержим своей мечтой и с головой погрузился в работу.
Результат не заставил себя долго ждать, стены собора с каждым днём возвышались всё выше и выше.
Вход в собор
Оставалось завершить самую сложную конструкцию — свод, он должен был образовать глубокий купол.
Рос собор, росла и зависть недоброжелателей. Они твердили, что собор рухнет, как только уберут леса. Их перешёптывания и намёки вскоре вывели молодого мастера с равновесия. Нервы начали сдавать, он вновь и вновь проверял свои расчёты, лишаясь сна. После повторяющихся кошмаров и бессонных ночей таяли силы. Стала таять и вера.
В одну такую ночь зодчий даже не заметил, как ноги привели его в неоконченный храм. В порыве гнева и отчаяния он в полночь пообещал, что при любых обстоятельствах всё-таки закончит строительство, даже если придётся просить помощи у дьявола.
Вскоре намеченные планы воплотились в жизнь. Великолепный собор красовался перед народом. Осталось снять только леса. Но толпа неверующих не давала мастеровым их убрать, говоря, что собор сразу же, развалится. Тогда молодой зодчий решил сам убрать леса, но и ему не дали этого сделать. Воскликнув в отчаянии, что он спалит храм, зодчий поджёг доски.
Чёрный дым окутал собор. Все разбежались, боясь последствий разрушения. Обессиленный зодчий стоял в одиночестве и наблюдал, как языки пламени уничтожают творение всей его жизни, его заветную мечту. «Это гнев божий я накликал на собор» — решил он, и не видя ничего перед собой кинулся прочь.
Вскоре пламя погасло, дым рассеялся, и народ увидел, что вопреки их прогнозам собор стоит. Догорали только доски лесов. Войдя внутрь храма они подняли головы и были ослеплены красотой собора. Стройные пучки колонн переходили в высоченные своды.
Своды собора
Через них и резные стрельчатые окна проникали лучи солнца, заливая золотистым светом всё пространство. Искрилась позолота, «играли» разным цветом витражи.
От такой красоты у всех перехватило дыхание, казалось, что ангелы на своих крыльях принесли это волшебное сияние.
Очнувшись и придя в себя, прихожане стали искать зодчего, но его в храме не было. Вскоре нашли его мёртвым в его же доме. Так молодой зодчий обменял свою жизнь на жизнь собора. Вот такая легенда, полная драматизма и трагизма. Было ли так в жизни или нет, кто его знает.
Из жизни собора
Собор постоянно достраивали и перестраивали. Новые архитекторы добавляли новые детали и элементы, стараясь воплотить в жизнь желания новых королей.
Фрагмент собора
Время и события вносили свои изменения в его вид. Был даже разрушительный пожар, уничтоживший много ценностей. Но собор Святого Вита выстоял, и до сих пор удивляет всех своей красотой.
Внутреннее убранство собора
Позолоченная лепнина, чудесные люстры, фигурки ангелов, скульптуры святых на колоннах, портретные бюсты украшают храм изнутри.
А высокие готические башни украшают его снаружи.
Готические башни собора
Особый интерес вызвала у нас самая высокая башня – её называют «Южная».
Большая башня собора Святого Вита
Она возносится вверх на 96 метров, и вместить её в кадр с территории собора просто невозможно. Многие туристы снимали башню лёжа на плитах площади. Украшают башню два огромных циферблата. У каждого из них по одной стрелке: на одном часовая стрелка, на другом – минутная.
В настоящее время восточная часть собора на реконструкции, стоит вся в лесах и защитной сетке, поэтому увидеть её мы не смогли.
Реконструкция собора
Уходя, всё оглядывались на храм. Хотелось, чтобы глаза как можно больше запомнили деталей.
Панорамный вид
Собор Святого Вита очень нас впечатлил, особенно снаружи. Впечатлил и панорамный вид на Прагу, который открывается сразу за оградой огромной территории храма.
Вид на Прагу с территории собора Святого Вита
А ещё лучший вид открывается из смотровой площадки колокольни храма, туда ведут 287 ступенек.
Панорама Праги
Там можно познакомиться с Зигмундом — 16 тонным колоколом, он самый большой среди колоколов всей Чехии.
Идя по ухоженной территории, мы любовались свежими газончиками и цветами.
Ухоженные газоны на территории собора Святого Вита
Они приятно оживляли каменные многовековые сооружения, возвращая нас из средневекового времени в настоящее.
Запись опубликована Октябрь 17, 2018 автором Татьяна автор в рубрике Европа с метками Вацлава и Войтеха, витражи Альфонса Мухи в соборе Святого Вита, Кафедральный собор Святого Вита, легенда о соборе, панорамный вид Праги, Собор Святого Вита.