Тадж-Махал. Взгляд в вечность
Мавзолей создан в лучших архитектурных традициях народов Востока. В нём проглядывают черты индуской и мусульманской архитектуры. Он как драгоценная шкатулка притягивает взоры посетителей, возвышаясь над всеми как зрительно, так и духовно. Глядя на него испытываешь душевный трепет, эмоции просто захлёстывают — стоишь и плачешь от такой красоты, продолжает вспоминать Людмила.
Тадж-Махал. Взгляд с другой стороны
Кажется, прикоснись к мраморным стенам мечети, и ты услышишь прекрасную историю любви Шах-Джахана к своей жене Мумтаз. Узнаешь о той скорби, которую пережил неутешный император от безвременной потери любимой. Свои чувства правитель постарался воплотить в камень, взявшись за строительство усыпальницы для жены.
Говорят, что император сам определил место для строительства. Он уже имел практику сооружения дворцов в Красном форте. Поэтому со знанием дела вникал во все тонкости работ.
В 1631 году начали возводить мавзолей. Со всех концов северной Индии съехались рабочие и мастера по разным видам отделки. Из южной Индии подоспели умельцы по инкрустации мрамора и резке орнаментов, скульпторы из Бухары, каменотёсы из Белуджистана, каллиграфы из Персии и Сирии. Всех тружеников насчитывалось около 20 тысяч. Более 1000 слонов выполняли тяжелую работу по доставке камней к строительной площадке.
Материалы завозились из разных концов Индии и Азии. Мрамор доставляли из Раджахстана, сапфиры из Шри-Ланки, Яшму из Пенджаба, бирюзу из Тибета, лазурь из Афганистана. Для инкрустации мавзолея использовали 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней.
Да, работа почти ювелирная — тонкая, порою даже ажурная. Она требовала высочайшего мастерства и огромного терпения.
Практически да! Вначале происходила ручная формовка блоков. Каждый блок весил полтонны, и был в длину полтора метра. Вырезали его при помощи бечёвки или струны вручную. Все блоки должны были идеально подходить друг к другу, одно неверное движение и всё надо было повторять сначала. Затем с помощью молотка и зубила точными движениями наносили на блоки орнамент. Песчаник и мрамор украшали тонкой чеканкой и инкрустацией.
Инкрустация мрамора в Тадж-Махале
Ну да! Вот возьмём мрамор. Полупрозрачный мрамор, применённый здесь, имеет свойство менять свой оттенок в зависимости от времени суток. Поэтому и выглядит Тадж-Махал в лучах утреннего солнца нежно-розовым, днём белоснежным, а в свете Луны – серебристым.
Тадж-Махал в лунном свете
А чудо-раствор! От него я как строитель просто в восторге. Его делали только вручную, долго вымешивая как сдобное тесто. Да и состав у него почти как у теста: мука смешивалась с сахарной водой, добавлялась мраморная пыль, известь, и фруктовый сок. Такой раствор крепит на века!
Нам гид рассказал легенду, что один мастер очень долго колдовал над раствором, тщательно его мешая. Своей медлительностью он задерживал дальнейший процесс. Рабочие пожаловались на него старшему надзирателю. Получив взбучку, мастер со всего размаха влепил раствор в стену. До сих пор раствор отодрать не могут. Теперь многие экскурсоводы показывают то место туристам. Вот такое качество работ тогда было!
Тадж-Махал ведь не только мавзолей, а целый комплекс, что разместился на территории равной 46 футбольным полям. Он состоит из главной мечети с пятью куполами, четырёх минаретов, двух гостевых домов, оросительного канала, мраморного бассейна, роскошного парка и Больших ворот.
Все 74 метра. Центральный только купол имеет 35 метров в высоту, а ещё 25 метров стены мечети, возведённые в форме восьмигранника. Когда-то купол венчал исламский полумесяц из золота.
Центральный купол Тадж-Махала
Да, его заменили, как и золотые решётки у гробниц Шах-Джахана и Мумтаз, что стоят внутри мечети.
Нет, их захоронения, как и положено — под землей, расположены в точности под гробницами.
Гробницы Шах-Джахана и Мумтаз
Стоит мавзолей на платформе, поднятой над уровнем реки на 50 метров. Почву под платформу насыпали вручную, заменив непригодные грунты более плотными. Платформу и мечеть строили 12 лет. Затем принялись за другие постройки комплекса.
Все работы по безопасности мавзолея были хорошо продуманы. Чтобы при землетрясении минареты не разрушили мечеть, их соорудили с небольшим уклоном от неё.
Это гостевые дома. Они оба с красного песчаника и совершенно одинаковые, находятся в полной симметрии к мечети.
Вид на весь комплекс Тадж-Махала
По периметру всей территории проходит оросительный канал. А от Больших ворот к мавзолею ведет водный канал, разделяющий территорию комплекса на две равные и удивительно симметричные половины. Вот эти системы и решают вопрос полива.
Как раз посредине канала находится квадратный мраморный бассейн, но в нём не всегда бывает вода. Когда он полностью высыхает, индусы придумали новый вид заработка. Выливают несколько вёдер воды в бассейн и требуют от туристов заплатить им 100 рупий, показывая, как в лужице отображается мечеть. При нашем посещении бассейн был полон воды, так как жаркий сезон ещё не наступил, и отображение мечети в нём было потрясающим.
На территории комплекса есть чудесный парк, с лужайками и клумбами в английском стиле.
Парк на территории комплекса Тадж-Махала
Меняются времена, меняются хозяева, а также вид комплекса. Завершают комплекс Большие ворота. Они символизируют вход в рай. Их мощные 9 метровые стены сооружены из красного песчаника. Цитаты из Корана высечены по всей поверхности ворот. Венчают ворота 22 купола, столько лет строили весь комплекс седьмого чуда света.
Большие ворота Тадж-Махала
Не только фотоэффект. Мавзолей кажется огромным, когда смотришь на него и вживую, отступая спиной к главному входу. Чем дальше отступаешь, тем он становится больше. Называют это явление оптическим фокусом.
Оптический фокус Тадж-Махала
Если подумать, то тут найдёшь не только оптический, но и другие фокусы. Ведь многие посетители до сих пор не знают, что заходят они на территорию комплекса Тадж-Махала с обратной стороны и видят совсем не главный его фасад.
Центральный императорский вход раньше располагался в северной части комплекса со стороны реки Ямуны. Фронтальный фасад блистал роскошным убранством из базальтовых листов, инкрустированных драгоценными камнями. Через шикарную террасу император входил в мавзолей, приплывая на своих кораблях по реке. Вся красота императорского входа предназначалась только для его глаз, и иногда только для глаз высоких гостей. Но прошли года, Шах-Джахан умер. Главный фасад обеднел (постарались колонизаторы, захватившие эти территории). Террасу поглотила вода, а посетители входят на территорию комплекса уже с другой стороны, со стороны Больших ворот.
Но этот факт абсолютно не умаляет величия Тадж-Махала. Он был, есть, и будет ещё не одно столетие символом возвышенной любви.
О Красном форте, он тоже достоин внимания!
Запись опубликована Апрель 24, 2016 автором Татьяна автор в рубрике Мои интервью с метками гробницы Шах-Джахана и Мумтаз, комплекс Тадж-Махала, мавзолей Мумтаз, оптический фокус, строительство Тадж-Махала.