Бакота, как и упомянутые в предыдущих статьях крепости – Хотинская и Каменец-Подольская, стали победителями в номинации «Семь природных чудес Украины». Она находится на береге Днестра и входит в заповедник «Подольские Товтры».
Чарующие пейзажи, хрустально чистая вода, скальный монастырь, сильная энергетика, и звенящая тишина уже давно стали причиной паломничества многих путешественников.
Вот и наша туристическая группа с самого утра отправилась из Каменец-Подольского в эти живописные, богатые на события места. Ехали мы около часа по горной дороге, наслаждаясь великолепной панорамой, что открывалась с высоты. Пейзажи чем-то напоминали ялтинские. Здесь свой, особенный микроклимат, где количество тепла в расчёте на 1 кв. метр такое же, как в Ялте.
Самой Бакоты на карте уже нет. Она перестала существовать в 1981 году, когда строили Новоднестровскую ГЭС. Тогда возникла необходимость в затоплении территории, на которой находилось село Бакота. Людей переселили, а водная гладь Днестра поглотила всё то, что раньше было неотъемлемой частью когда-то процветающего, а затем пришедшего в упадок селения.
Первое упоминание о Бакоте относят к 1024 году. В давние времена здесь кипела жизнь двух с половиною тысяч горожан, работающих на железообрабатывающем производстве. В 15 веке город процветал и имел статус крупного административного центра нижней части Днестровья. Но затем, в 1434 году его разрушили поляки, и известным он остался только из-за древнего монастыря, остатки которого и поныне находятся здесь, в горной скале.
Скальный мужской монастырь
Летописцы впервые упомянули о мужском монастыре в записях 1362 года, но сделали приписку, назвав монастырь как «давно существующий». Основал его преподобный старец Антоний, который основал и Киево-Печерскую Лавру.
Время и враги не пожалели монастырь. При монголо-татарской орде он пострадал особенно. Захватив город, монголо-татары пытались выманить людей, что спрятались в пещерах монастыря. Но попытки врагов были тщетны. Завалив выход валунами, орда заживо похоронила многих жителей города и монахов. Затем, через долгие годы, в 1947, на монастырь и селение наложил свой отпечаток голод. Количество населения на треть уменьшилось, многие монахи умерли, а те что остались, ушли в соседние обители.
Довершила развал монастыря природа. В 1996 году обвалилась верхняя скала Белой горы, уничтожив усыпальницы и основные пещеры с фресками и росписями на стенах. Сохранились 3 пещеры и 19 гробниц, углубленных в скалу.
Говорят, что это место имеет особую энергетику. По узенькой крутой тропе мы спустились на площадку, почти у подножия скалы. Дорога была опасной и не из лёгких. По правой стороне склон скалы, по левой стороне – пропасть. Только старые деревянные перила ограждают от опасности.
На площадке краткий отдых и рассказ нашего экскурсовода. Слушаем его, и делаем пожертвования на содержание остатков монастыря. Из площадки поднимаемся к кельям, по вырубленным из скального камня ступенькам. Кельи углублены в скалы. В них чисто выбелены стены. Иконостасы и алтари, а также вышитые рушники и живые цветы украшают крохотные помещения.
Жители ближних сёл следят за порядком в пещерах. Сюда 14 августа приезжают тысячи паломников, чтобы поклонится погибшим и обрести особую энергетику, которая витает здесь и придаёт силы на целый год.
Мы тоже поклонились иконам, воздав память погибшим, зажгли свечи, задумчиво постояв в глубокой тишине. Каждый думал о своём, сокровенном.
Затем спустились к древнему источнику с целебной водой. Вода целебная из-за кремния, который залегает пластами в скалах.
К источнику постоянно спускаются люди. Некоторые на верху скалы останавливаются лагерем, чтобы подлечиться.
Об этом необычном крае есть легенда, по которой один паломник из Украины отправился в монастырь Тибета искать исцеление. Его дорога была не из лёгких, да и не из дешёвых. Тибетский монах вернул паломника домой, узнав, откуда тот прибыл. Он уверил пришедшего, что сила родных мест поможет ему больше, чем стены Тибетского монастыря. Этими родными местами была Бакота.