27.04.2024
dsc_0826-198x300-8998341

Вена. Собор Святого Стефана (ч.1)

dsc_0826-198x300-8998341

Гордость жителей Австрии и Вены

В каждой стране есть особое место, куда заходишь затаив дыхание, и с благоговением.
Вот и в самом центре Вены, среди известных зданий, выделяется своей грациозной мощью собор Святого Стефана.
Когда, австрийские экскурсоводы упоминают о нём, то говорят только в превосходной степени.
Собор называют и домом Божьим, и символом Австрии, и архитектурным шедевром, и основной достопримечательностью Вены — как магнит притягивающей к себе туристов со всего Мира.

 Немного о истории

Собор Святого Стефана построили на месте старой церквушки, и датой начала строительства в летописи считается 1137 год. Затем на протяжении трех веков церквушку не единожды перестраивали, и современный вид собор приобрёл лишь к 1511 году.
dsc_0830-198x300-2948940
Его готическую башню видно далеко за пределами центра. И не удивительно, ведь высота шпиля все 136,44 метра.
На конце шпиля сидит двуглавый орел и держит щит с надписью «Viribus Unitis». Это девиз императора Франца-Йосифа I, гласящий об объединении усилий. Над орлом высится крест, с двумя перекладинами.
Фундамент, на котором стоит башня всего 1,5 метра высотой, и ему приходится выдерживать всю тяжесть замысловатой конструкции Южной башни собора. Башню закончили строить в 1433 году.
С другой стороны здания — Северная башня, но её высота  намного ниже Южной башни, всего 68,3 метра, так как она оказалась недостроенной.
Во времена строительства Северной башни (1450 г.), для особой крепости раствора, в известь добавляли молодое виноградное вино (для гашения).
Но, в тот год вино было кислым, и раствор оказался непрочным. Фундамент башни вскоре просел, и строительство было на 17 лет заморожено до полного оседания фундамента, а затем и вовсе прекращено. Недостроенную башню увенчали ренессансным куполом, так она стоит и в наши дни.
В Европе не так и много строений с такой высотой. Вид у собора мрачноватый, но удивительно красивый и загадочный, и одновременно — подавляющий. Рядом со зданием чувствуешь себя совершенно мизерным: длина его почти 200 метров (198,2м.), ширина 62 метра, высота боковых стен — 60 метров. Вот такая махина!
Собор Святого Стефана мне напомнил церковь Матьяша в Будапеште. Та же орнаментная черепица на крыше, тот же готический стиль колокольни. Но, церковь Матьяша по размерам значительно меньше, краски в ней ярче, и выглядит она вычурно-нарядной.
А в соборе Святого Стефана краски преобладают холодные. Орнаментная черепица черно-зелено-синего цвета с желтыми вкраплениями. На ней выложены черепицей одноглавые и двуглавые орлы — гербы Вены и королей Габсбургов.

dsc_0831-300x198-7311886Жизнь после пожара

Из-за почерневших стен выглядит храм как после пожара. Как выяснилось, в действительности собор горел в апреле 1945 года.
Выстояв во время бомбёжек в конце войны, он не устоял перед коварством местных мародёров, которые подожгли торговые лавки, что стояли у стен.
Пламя быстро распространилось и перекинулось на собор. Кровля рухнула, как и огромный колокол Северной башни. Интерьеры сгорели, но самые ценные реликвии уцелели, так как были защищены саркофагами.
Восстанавливали кафедральный собор всей Австрией, и в 1960 году он приобрёл нынешний вид. Правда, реставрационные работы всё ещё продолжаются, так как возникли сложности с известковой поверхностью стен и статуй, которые начали разрушаться. Да и здание огромное!
Мы пытались его сфотографировать во всю высоту, но при всех стараниях, получились лишь фрагменты.

Необычность фасада собора

Прежде чем войти в середину собора, мы  долго стояли и рассматривали фасад у главного входа. Да и было на что посмотреть, по центру – Исполинский портал, на котором изображены сцены Страшного суда в скульптурном оформлении. Они надолго врезались в память.
В центре портала — скульптура Христа, его поддерживают ангелы. Далее  за ними – апостолы Марк и Лука. Внизу под ними над колоннами, изображены искушающие человека демоны; один в виде обезьянки, что затягивает петлю на человеческой шее; дальше – человек пытающий топором зарубить своего собрата; затем – лисица тянет человека за волосы; за лисицей — сценка борьбы человека с драконами, за которыми спрятался дьявол. Жутковатая картина.
У входа в собор стоят колонны, обвитые виноградной лозой — символом причастия. Над самим входом – Самсон, пытающий разорвать пасть у льва. Здесь же и фигура судьи, и копия фигуры святого Стефана. Ощущение, как будто мы попали в средневековье.
dsc_0828-300x198-9385923Прошлись вдоль собора по периметру и увидели статую человека держащего флаг с крестом. Это Святой Иоанн Капистран, призывающий к крестовому походу против турков.
У главного портала увидели распятие, которое называется «Христос с зубной болью».
О распятии ходит много легенд: по одной из них — парни, посещая храм, начали потешаться над статуей, изображавшей Спасителя с гримасой боли на лике. У насмешников так разболелись зубы, что не могли они ни пить ни есть. Потом им долго пришлось вымаливать прощение, дабы облегчить свои страдания.
Далее по периметру, на стене с южной стороны, висят огромные солнечные часы. Тут же, недалеко от них стоит бронзовая модель собора, выполненная в масштабе 1: 100. На макете надпись, выполнена на азбуке Брайля (чтобы о соборе могли прочитать слепые).
На стенах размещены железные эталоны длины, и меры хлеба. Говорят, что если хлеб не отвечал принятым средневековым стандартам, то горе-ремесленников сажали в деревянную клетку и окунали в воды Дуная.
Вот такие истории, их много, и рассказывать можно долго. Но продолжим говорить о соборе в следующей части моего повествования, где я расскажу о нашем знакомстве  с внутренним убранством собора и его реликвиями.